Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия хочет обязать страны ЕС делиться друг с другом газом в случае чрезвычайной ситуации

Еврокомиссия хочет обязать страны ЕС делиться друг с другом газом в случае чрезвычайной ситуации

По данным испанской газеты El Pais, Брюссель хочет обязать страны, имеющие альтернативных поставщиков газа, перераспределять избытки в пользу наиболее пострадавших от нехватки газа государств. Как считают эксперты, механизм выполнения этого решения непонятен, равно как и не наблюдается излишков газа ни в одной стране ЕС

Еврокомиссия 18 мая планирует одобрить план на случай возможного прекращения поставок газа из России. Как сообщает испанская газета El Pais со ссылкой на источники, Брюссель настаивает на том, что в случае чрезвычайной ситуации с газом те страны, у которых есть альтернативные поставщики, должны будут делиться с наиболее пострадавшими государствами.

Также Еврокомиссия потребует нормировать энергию, начиная с промышленного сектора, так, чтобы предприятия в менее пострадавших государствах не имели конкурентного преимущества перед предприятиями в более пострадавших.
В то же время ЕК считает, что из 155 млрд кубометров газа, которые ежегодно поступают из России, две трети в перспективе могут быть заменены.

Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«И сейчас в контрактах нет запретов на экспорт газа, это результат антимонопольных расследований против «Газпрома» еще был, то есть с середины 2010-х годов примерно свободно газ может перетекать между разными странами. Если у тебя есть избыток, ты можешь продать его соседу, то есть абсолютно никаких препятствий к обмену газа нет и сейчас. Но вопрос в том, а как они собираются обязать коммерческие компании куда-то отдавать газ, вот это совершенно непонятно, как государство может указывать, что тебе делать с этим газом. Потому что все законодательство Евросоюза выстроено на антимонопольных нормах и на том, чтобы полностью либерализовать газовый рынок, то есть компании сами вольны поступать так, как им захочется. Но и более того, сейчас такой ситуации в Европе нет, когда одна страна бы пухла от газа, у нее было бы предостаточно его, а у других его не было бы. У них у всех есть дефицит газа, то есть здесь эта мера сработала бы, если бы у кого-то был профицит газа, а у кого-то дефицит и они бы сделали некую среднюю. Но никакого лишнего предложения, в общем-то, нет. Если у Испании там, например, у Португалии есть мощности по приему СПГ, это не значит, что они заполнены, это значит, что на мировом рынке нет дополнительного СПГ, который можно было бы через Испанию доставить, например, во Францию, в Австрию или куда-нибудь, там, не знаю, в Венгрию. Это та ошибка и те грабли, на которые европейцы наступают и которые выстраивают, в общем-то, себе уже, наверное, лет десять. Они считают, что если создать инфраструктуру по перемещению газа и по заходу газа внутрь Евросоюза, то есть приемные терминалы СПГ, всевозможные газопроводы внутри стран — вот построили между Польшей и Литвой трубу, а она простаивает, и вот они думают, что если построить инфраструктуру, то каким-то магическим образом она обязательно заполнится. Но это не так».

В конце апреля «Газпром» из-за неоплаты в рублях прекратил поставки газа в Болгарию и Польшу. Ранее Владимир Путин поручил в качестве ответа на западные санкции сапреля разработать схему, по которой платежи за поставки российского газа «в недружественные страны» будут переводиться в рубли.

По данным Bloomberg, «Газпром» уже направил европейским клиентам письмо с разъяснениями. Из него следует, что иностранная валюта от покупателей газа будет обмениваться на рубли через счета в российском Национальном клириноговом центре. Как утверждает «Газпром», это сделает движение денег прозрачным, так как в расчетах не сможет принять участие третья сторона. Речь, видимо, о ЦБ, попавшем под западные ограничения.

Источник: BFM.RU, 08.05.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики