Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Раскрыта главная сложность перевода российского газа из Европы в Китай

Раскрыта главная сложность перевода российского газа из Европы в Китай

«Сравнимо с поворотом рек»

Страны Европы раскололись по линии российского газа: одни согласны на схему оплаты с конвертацией в рубли, другие отказались напрочь. Газ из России ло сих пор закрывал больше трети потребностей жителей континента в энергоносителях. Теперь европейцам приходится искать альтернативных поставщиков топлива - но и России, нужно обеспечить себе аналогичный рынок сбыта. Сможет ли и наша страна повернуть свой энергетический поток с Запада на Восток, объяснили экономисты.

В прошлом году экспорт российского газа по трубопроводам в Дальнее Зарубежье превысил 185 млрд кубометров. Львиная доля поставок (более 130 млрд кубов) пришлась на Европу. До последнего момента продажи сырья шли, в основном, в государства Старого Света, обеспечивающие до 70% внешнего рынка сбыта «голубого топлива» нашей страны. Полную замену этого газового потока поставками в развивающиеся, в частности, азиатские страны, пока трудно представить. Тем не менее, подобный поворот вполне возможен.

О ситуации нам рассказали директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман и руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

- Какие объемы газа Россия поставляет в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и кто их главный потребитель в Азии?

Сергей Пикин: «Наша страна только начинает масштабное освоение газового Азиатско-тихоокеанского рынка, и в отличие от Европы представлена в этом регионе пока лишь несколькими экспортными проектами.

Основным газовым клиентом России здесь является Китай. «Голубое топливо» из нашей страны в Поднебесную поставляется по запущенному в декабре 2019 года трубопроводу «Сила Сибири». В прошлом году по этому маршруту было поставлено около 10 млрд кубометров.

Целевая мощность трубы, на которую планируется выйти в ближайшие годы, составляет 38 млрд кубов.

Сжиженный газ, производимый в достаточно скромных объемах на Ямале, поставляется в Японию и Южную Корею, а также по остаточному принципу — в Китай, Индию и Вьетнам».

- Насколько азиатские страны нуждаются в дополнительном газе – в частности, из нашей страны?

Игорь Юшков: «Говоря о переориентации зарубежного сбыта российского газа в сторону Азии, специалисты в первую очередь имеют в виду Китай, экономика которого, несмотря на пандемию и геополитические невзгоды, в этом году обещает вырасти более чем на 5%. Япония и Южной Корея, как показывает практика, могут c подачи Вашингтона в любой момент расширить санкции против России, включив в «черный список» и нефтегазовые проекты.

Поднебесной, которая все последние годы увеличивает энергетический импорт, по силам «переварить» дополнительные объемы топлива, причем поставляемые как по трубопроводам, там и морским путем. Потенциал экспортного китайского рынка газа оценивается в 350 млрд кубометров в год, что в полтора раза превышает потребности Евросоюза в зарубежных закупках.

К 2040 году, за счет естественного сокращения потребления собственных углеводородов, китайский рынок обещает вырасти до 500-650 млрд кубов в год.

Пекин осознает, что южные маршруты транспортировки, учитывая мировую политическую нестабильность, становятся все более рискованными. Китай всегда отличался крайне жесткой политикой в торговых отношениях, руководствуясь исключительно собственными интересами. Поэтому при закупке наших энергоносителей китайские заказчики будут настаивать на существенной скидке, аналогичной по размерам дисконту, с которым азиатские потребители приобретают сейчас российскую нефть».

- Сможет ли наша страна нивелировать экспортные убытки от гипотетического «закрытия» европейского направления за счет роста поставок в Азию? Какие новые трубопроводы для этого придется построить?

Марк Гойхман: «Для переориентации на новых энергетических партнеров России необходимо располагать соответствующим спросом и возможностью доставки сырья до конкретного клиента. Другими словами, нужно обладать развитой сетью газопроводов от месторождения до потребителя.

Российская газотранспортная система десятилетиями была ориентирована в западном направлении. Лозунг «на Восток» сродни памятному повороту северных рек на юг — переброске части стока сибирских водных ресурсов в Казахстан и Среднюю Азию.

Сейчас единая система газоснабжения нашей страны прекращается на рубежах границ Новосибирской и Кемеровской областей. Для увеличения поставок в азиатские державы придется соединить Ковыктинское месторождение, обеспечивающее энергоресурсами уже построенный трубопровод «Сила Сибири», с Иркутском, что потребует создания нового транспортного участка вдоль Байкала протяженностью 700 километров.

Трубу аналогичной дистанции придется проложить и от главного источника газопровода, Ковыктинского месторождения, до транспортной сети «Сахалин-Хабаровск-Владивосток».

Кроме того, в рамках строительства магистрали «Сила Сибири-2» — параллельного газового маршрута, способного удвоить максимальные объемы поставок сырья в азиатские государства, придется построить еще одну трубопроводную «нитку» почти в полторы тысячи километров от Кемерово до Иркутска.

Реализация перечисленных проектов может занять до пяти лет. Их стоимость предположить сложно — предварительная оценка строительства «Силы Сибири - 2» требовала привлечение инвестиций на сумму в $10-14 млрд, но после известных событий размер вложений может существенно увеличиться».

- Другими словами, России предстоит сделать невозможное?

Марк Гойхман: «Даже при выводе «Силы Сибири-2» на максимальные объемы годичная мощность этого трубопровода составит около 50 млрд кубометров, что не превысит 40% выпадающих объемов из-за гипотетического прекращения поставок в Европу.

Кроме того, в случае моратория Старого Света на импорт российского газа, китайские покупатели рискуют подпасть под вторичные санкции, в частности, со стороны США. А торговые отношения с Вашингтоном имеют для Пекина гораздо более важное значение, нежели экономическое партнерство с Москвой.

Поставки газа в другие страны региона будут осложнены отсутствием инфраструктуры и относительно низкими потребностями, поэтому, на первый взгляд, потери от ухода с европейского рынка вряд ли можно будет восполнить.

Тут опять уместны исторические параллели: советский проект по повороту сибирских рек в Азию, направленный на обеспечение водой засушливых регионов СССР, вошел в число самых грандиозных, но так и не осуществленных инженерных и строительных замыслов XX века».

- В числе санкций Евросоюза - запрет на поставки в Россию товаров и технологий, необходимых для сжижения газа. Насколько серьезный удар подобные ограничения могут нанести по отечественному рынку СПГ? Ведь основные поставки сжиженного газа из России шли как раз на азиатском направлении…

Игорь Юшков: «Центром отечественного производства сжиженного природного газа можно назвать проект «Сахалин-2», акционерами которого изначально являлись «Газпром», владеющий контрольным пакетом, а также нидерландская Shell и японские Mitsui и Mitsubishi. Весной этого года голландская компания заявила о выходе из сахалинского бизнеса.

Токио, ранее утвердивший санкции против России и наложивший мораторий на экспорт высокотехнологичной продукции, пока не спешит расставаться с поставками СПГ из нашей страны. Что не удивительно. Проект «Сахалин-2» реализуется на условиях соглашения о разделе продукции, по которому около 60% произведенных здесь углеводородов предназначено стране Восходящего солнца, что закрывает до 10% японского рынка сжиженного газа. К слову, еще в 2020 году поставки СПГ из России в Японию превышали экспорт этого вида энергоресурсов американскими производителями.

Добываемые на «Сахалине-2» объемы никуда перенаправлять не придется. Более того, в случае перевыполнения плана излишки можно будет продавать китайским заказчикам. Участие в проекте Японии пока гарантирует его обеспечение необходимыми технологиями и комплектующими, хотя в нынешних условиях поставки могут проходить и через независимых посредников.

Еще одним крупным объектом производства сжиженного газа в нашей стране должен стать проект «Ямал СПГ», который продолжает расширять добывающие мощности. Практически весь газ этого ресурса законтрактован на годы вперед.

Помимо французских и китайских компаний, которые владеют чуть менее половиной акций проекта, соглашение о долгосрочных закупках местного сырья заключили с российской стороной испанские клиенты. В летний период произведенные на «Ямал СПГ» углеводороды в основном транспортируются по Северному морскому пути в восточном направлении, но зимой (с декабря по май-июнь) СПГ поставляется на европейский рынок, откуда сырье может быть перенаправлено любым заинтересованным покупателям - в том числе в Южную Америку.

Есть уверенность, что в обозримом будущем ямальский проект также не будет испытывать недостаток с требуемым эксплуатационным оборудованием. При расширении производства сжиженного топлива, скорее, могут возникнуть проблемы с транспортом, а конкретно — с морскими судами ледового класса, способными доставлять энергоносители круглогодично покупателям из различных регионов мира».

- Ограничение поставок российских углеводородов в ЕС стало поводом для того, чтобы азиатские импортеры потребовали значительных скидок при заключении контрактов. По каким ценам Россия сможет продавать свой газ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и насколько эти цены будут отличаться от европейских?

Сергей Пикин: «Российский газ, который сейчас поставляется китайским потребителям, и так – безотносительно событий на Украине - несколько дешевле, чем у других экспортеров: Туркменистана, Катара, Мьянмы, Узбекистана и Казахстана.

Впрочем, действительно, после европейских угроз о прекращении закупок азиатские импортеры, пользуясь затрудненным положением «Газпрома», потребовали дополнительного дисконта, достигавшего чуть ли не 30-40% от рыночной стоимости сырья.

Можно вспомнить, что для определения стоимости углеводородов и заключения контракта по «Силе Сибири» потребовалось около десяти лет переговоров. Схожего поведения можно будет ожидать и в дальнейшем — Пекин будет использовать любую возможность для снижения стоимости импорта российского топлива.

Окончательно тарифный коридор будет зависеть от того, в каком виде оформят соглашение о расширении поставок: если будет заключен долгосрочный договор, то цены, скорее всего, будут привязаны к стоимости нефтяной корзины, то есть окажутся относительно стабильными.

Если Китай предпочтет закупать топливо на открытом рынке, то контрактные расценки будут привязаны к биржевым котировкам и могут оказаться несколько выше, однако и в этом случае китайцы будут требовать дисконта».

Артем Деев: «Это не азиатские покупатели потребовали дисконта, а сама Россия предложила скидки, в том числе и европейским потребителям. Любому клиенту «Газпрома» выгодно заключать долгосрочные контракты на поставку энергоресурсов.

В отличие от спотовых контрактов, такие поставки осуществляются по гораздо более низким ценам, что является основным конкурентным преимуществом нашей страны — стабильные поставки энергоресурсов в необходимых объемах по фиксированным и доступным ценам».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 09.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики