Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политика с двух сторон трубы

Политика с двух сторон трубы

На Каспийском газовом форуме в Баку осенью прошлого года у меня завязалась любопытная дискуссия с Рейнхардом Митчеком, управляющим директором Nabucco Gas Pipeline International – консорциума, который занимается строительством этого широко известного газопровода. Он решительно отказывался принимать мои аргументы о политизированности проекта, уверяя, что в его основе лежат только коммерческие интересы. Однако мы видим, что вроде бы коммерческий проект приходится проталкивать при помощи именно политических инструментов. И его лоббистами выступают европейские политические тяжеловесы вроде президента Еврокомиссии Жозе-Мануэль Баррозу.

Можно, конечно, сказать, что политики и должны помогать значимым коммерческим начинаниям, однако Nabucco обрастает уж слишком широкой политической инфраструктурой, и в государственных органах власти стран ЕС даже появляются официальные должности, связанные с трубой – скажем, в Венгрии есть посол по особым поручениям по вопросу продвижения Nabucco.

Или вот еще пример – Болгария заявила, что займет 1,2 млрд евро у Европейского инвестиционного банка для строительства газопровода Nabucco. Нюанс в том, что акционером проекта Nabucco является вовсе не вся Болгария, а Болгарский энергетический холдинг – хотя это и госкомпания, но все же не одно и то же. Между тем болгарский премьер Бойко Борисов лично занимается поиском денег для трубы, намереваясь существенно увеличить государственный долг ради данного проекта.

ЕС считает Nabucco важным элементом обеспечения своей энергетической безопасности, а если называть вещи своими именами – снижения зависимости от России. Сомнительно, что такую цель можно назвать коммерческой. Так что политика тут изначально доминирует.

Впрочем, это не новость. Но все же казалось, что политика включается только на выходе из трубы, то есть со стороны спроса. Однако, к удивлению Евросоюза, политика обнаружилась и на другом конце, со стороны предложения. Случилось то, что на самом деле неизбежно должно было произойти. Азербайджан устами некоторых своих политиков прямо связал перспективы строительства Nabucco с решением вопроса Нагорного Карабаха.

К этому его во многом подтолкнул сам ЕС, вынужденный заигрывать с Баку из-за поставок газа.

Последний визит в Азербайджан представителей Еврокомиссии, в том числе и Жозе Мануэля Баррозу, привел к возникновению интересной коллизии: МИД Азербайджана выразило глубокое беспокойство тем фактом, что, по их версии, во время своего выступления в Баку Баррозу сказал про территориальную целостность Азербайджана (что там однозначно трактуется как возврат Карабаха), а в размещенной на официальной интернет-странице Еврокомиссии распечатке этого куска уже не было. Один депутат Меджлиса АР отметил, что Карабах и Nabucco – связанные темы.

Азербайджан четко показал, что газ для него - не просто товар, а инструмент решения политических вопросов. Дело в том, что если бы Баку подходил к теме продажи газа только с коммерческой точки зрения, то у Европы вообще было бы мало шансов получить «голубое топливо». На что, кстати, я также указывал Митчеку. Объясняется это предельно просто.

Для реализации проекта Nabucco надо будет получить конкурентоспособную цену на газ на границе Азербайджана. Но выдержать конкуренцию с Россией здесь сложно. Азербайджан уже имеет соглашение о продаже газа с РФ. Еще в 2010 году «Газпром» и Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) подписали дополнение к действующему контракту купли-продажи азербайджанского природного газа, согласно которому с 2011 года объемы закупок возрастут до 2 млрд куб.м в год. «Газпром» много раз говорил о том, что готов купить весь свободный газ у Азербайджана. Контракт такую возможность предусматривает – но, с другой стороны, жесткого обязательства продавать газ России Азербайджан на себя брать не стал. Понятно почему – чтобы иметь пространство для торга.

На прошлой неделе прошла встреча председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера и президента ГНКАР Ровнага Абдуллаева, где достигнута договоренность о том, что закупка азербайджанского газа будет вестись на основе формулы цены, привязанной к нефтяной корзине. По сути, Москва еще раз предложила купить любой объем газа по комфортной для Азербайджана цене. Сегодня это более 200 долл. за тысячу кубометров на границе Азербайджана и России. И это достаточно высокий уровень.

Если взять цену, которую сегодня платит Россия за азербайджанский газ, и добавить планируемую цену транспортировки газа по Nabucco до европейских покупателей, то выяснится, что консорциуму придется продавать газ в Европе дороже 320 долл. за тыс. кубометров. Это соответствует ценам по долгосрочным контрактам «Газпрома», которые, собственно, и не устраивают покупателей. «Газпром» же формально не собирается закупать азербайджанский газ для закачки в «Южный поток», который в ЕС рассматривают как конкурента Nabucco. В него может быть направлен российский газ, себестоимость доставки которого до входа в трубу составит 50-60 долл. за тыс. кубометров. При таком подходе ЕС не сможет сделать Азербайджану коммерчески выгодное предложение – разве что дать ему возможность прямых продаж на европейском рынке. Но это вряд ли устроит европейские энергетические компании. Остается одна возможность – обменять газ на политику. Баку цену уже назвал.

Азербайджан понимает, что углеводороды – хороший инструмент решения проблемы Карабаха. Пока растущая добыча как раз открывает окно для таких возможностей. Но окно это будет открыто не вечно. По прогнозу экспертов, уже после 2011 года может начаться снижение производства нефти на крупнейшем блоке месторождения Азери–Чираг–Гюнешли. Есть даже прогнозы, что после 2020 года Азербайджан может стать импортером нефти. А ведь нефть и нефтепродукты – это более 90% экспорта из Азербайджана. В этой связи Азербайджан рассчитывает на роль транзитера казахской нефти по известному нефтепроводу Баку-Тбилисси-Джейхан. Однако после решения о расширении мощности Каспийского трубопровода, соединяющего Казахстан с российским портом Новороссийск, с 34 млн тонн до 76 млн тонн казахская нефть получает альтернативный маршрут доставки до потребителей.

Основные надежды Баку в газовой сфере связаны с месторождением Шах-Дениз. Проектный максимум первой фазы проекта изначально был определен в 8,6 млрд м3 в год. Основные экспортные ожидания относятся ко второй фазе, срок запуска которой пока не определен. Изначально говорилось о 2016 годе, но, возможно, эта дата будет отодвинута. Максимальный объем добычи планируется на уровне 16-20 млрд м. куб, но уже через 6-8 лет месторождение выйдет на пик добычи. Теоретически, у Азербайджана есть 10-15 лет, пока уровень добычи будет высоким.

Следовательно, политический торг лучше завершить в процессе подписания контрактов на поставки. Поэтому Баку уже в 2011 году намерен интенсифицировать переговоры с потенциальными покупателями газа второй очереди Шах-Дениза. Вопрос в том, как же быть с политическими уступками, особенно если принять во внимание – добровольно Армения Нагорный Карабах отдавать не собирается.

Впрочем, это не единственная пороховая бочка в данном регионе. Другая во многом заложена самим Nabucco и проектом Южного газового коридора. Речь идет о Туркмении и проекте Транскаспийского газопровода. Дело в том, что реального экспортного потенциала второй фазы Шах-Дениза явно мало для Nabucco. Поэтому газ из Туркмении просто необходим. Однако правовой статус Каспия еще не определен, что дает России все основания оспорить правомочность строительства Транскаспийской трубы. Россия настаивает, что в отношении трубопроводов на Каспии должен действовать принцип общего согласия прикаспийских стран, которых всего пять. Однако ЕС и США предлагают другой принцип – чтобы о газовой трубе договорились Баку и Ашхабад вдвоем. Об этом прямо говорил Баррозу во время своего последнего визита в Азербайджан и Туркмению. Спецпредставитель США по вопросам энергетики Евразии Ричард Морнингстар также заявил в одном из своих недавних интервью, что США всегда придерживались той точки зрения, что только Азербайджан и Туркмения должны решать судьбу проекта.

Однако ЕС и США, подталкивая Туркмению к строительству, полноценных политических гарантий дать не могут – видимо, понимая шаткость юридических аргументов и предсказывая жесткую реакцию Москвы. Ее, к слову, в этом вопросе явно поддержит Китай, которому совершенно не нужен канал «утечки» газа из Туркмении в ЕС, что неизбежно повысит амбиции и  ценовые претензии Ашхабада.

Таким образом, вроде бы коммерческий проект порождает нешуточные политические страсти. Остается все же надежда, что его авторы не дадут вылиться им в нечто более серьезное.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности

Опубликовано: РИА Новости, 04.02.2011 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики