Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > За Германией нужен газ да газ

За Германией нужен газ да газ

Могут ли власти взять под контроль российский НПЗ

Германия готова национализировать российский нефтеперерабатывающий завод. Такая возможность, как пишет Reuters, прописана в кризисном плане ФРГ — на случай, если поставки газа из России прекратятся. Берлин готов предоставить кредиты и гарантии, чтобы поддержать энергетические компании, а также взять контроль над критически важными структурами, к примеру, получив право приобретать доли в фирмах. В частности, это может затронуть НПЗ «Роснефти» в Шведте.

У Берлина будет несколько возможностей заполучить актив, отмечает независимый эксперт рынка энергетики Дмитрий Лютягин: «Все страны, где есть российские активы и которые относятся к недружественным государствам или вводящим санкции, рассматривают разные варианты, чтобы бизнес на их территории продолжал работать. Полагаю, что немецкие политики, экономисты думают над тем, как не остановить деятельность компаний, в которых в качестве акционеров выступают россияне.

И это можно сделать несколькими способами, например, первым шагом может стать введение внешнего управления в организации, которая не в состоянии выполнять основные функции. Вторым — ее национализация, то есть выкуп доли российского бизнеса в ней. Я думаю, что для немецкого общества это выглядит как невозможность таких предприятий осуществлять функции управления и операционной деятельности.

Получается, что компания, находящаяся на территории Германии, которая ранее и налоги в бюджет приносила, и давала необходимые рабочие места, теперь не может этого делать. Соответственно, немецкая сторона будет рассматривать это как помощь в сохранении бизнеса — не в привязке к конкретному акционеру, а именно как операционной деятельности».

В то же время Reuters сообщает, что Германия и Катар не могут договориться о долгосрочных поставках СПГ. Это связано со сроком контракта и требованием Дохи не перенаправлять газ в другие европейские страны, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «С одной стороны, Германия хочет получать газ откуда-то не из России, с другой — остальные поставщики хотят заключать именно долгосрочные договоры. Но это никак не вяжется с планами декарбонизации в Европе. То есть немцам вроде как нужно топливо, и это, может быть, до 2035 года.

Сами они планируют отказаться от импортного сырья, углеводородов, а значит, и дальше никому ничего гарантировать не собираются. Плюс есть противоречие между антимонопольным законодательством Евросоюза и требованиями, которые предъявляет Катар. Если он говорит, что хочет иметь в контракте запрет на экспорт своего газа внутри ЕС, то законодательство, Еврокомиссия всячески настаивают на том, что подобных пунктов быть не должно. Но основная проблема, конечно, заключается в том, что государство все производимые объемы и так прекрасно продает и пристраивает.

Чтобы Германия могла получить это топливо, нужно заключить именно долгосрочный контракт, который гарантирует возврат инвестиций, потому что Катару нужно будет увеличивать объемы добычи на северном месторождении, строить заводы СПГ. Но он опять же хочет сначала продать газ, а потом его добывать, то есть обеспечить себе рынок сбыта и возврат вложенных денег. Что будет, если построить сейчас заводы, заказать газовозы под вывоз в Германию СПГ, а цены упадут ниже $100 за 1 тыс. кубов?

Катар понимает, что европейцы в безвыходной ситуации, что он может диктовать любые условия, поскольку они готовы переплачивать, если хотят уйти от зависимости от российского газа.

Это один из немногих игроков в мире, который сможет увеличить объем производства и предложения на рынке СПГ. И сначала он продаст его по высоким ценам немцам, если сможет, а потом еще и полякам будет поставлять дополнительный объем по более высокой стоимости. То есть Катар исходит из той позиции, что деваться европейцам некуда, поэтому будет заставлять каждую страну покупать более дорогое топливо».

На прошлой неделе страны G7 договорились постепенно снижать зависимость от российской энергетики. По информации El Pais, Евросоюз может потребовать от стран, у которых есть альтернативные поставщики, делиться топливом с остальными. План могут одобрить 18 мая.

Автор: Александр Рассохин

Источник: КоммерсантЪ FM, 10.05.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики