- Может ли Россия полностью перекрыть поставки газа в Европу?
- С технической точки зрения такая операция «Газпрому» вполне по силам. Все, что раньше казалось фантастическим, в нынешних условиях приобретает реальные очертания.
Однако это дело не одного дня. Остановив экспорт, нашей стране придется в сопоставимых объемах сокращать добычу газа. Россия не располагает трубопроводными мощностями, способными перенаправить европейский экспорт в альтернативном направлении.
Другой вопрос, решится ли Москва на такой радикальный шаг. Владимир Путин неоднократно говорил, что отечественные производители дорожат статусом самых надежных поставщиков энергоресурсов на мировой рынок. Завернув краны, мы перечеркнем исторически созданную и годами поддерживаемую репутацию.
- То есть напрасно бряцать оружием и предъявлять ультиматумы — замороженные деньги ЗВР таким способом не вернуть?
- Не важно, кому достанутся золотовалютные резервы России, которые заморозили европейские чиновники. Эти средства могут поделить между собой Европа и США или могут отдать Киеву. В любом случае, Москва вряд ли их вернет.
Тем не менее, необходимо постараться продемонстрировать нашим более лояльным зарубежным партнерам, что, несмотря на жесточайшее противостояние с Западом, Россия продолжает отвечать за свои внешние контракты, выполняя все прописанные в международных соглашениях условия. Не секрет, что в ближайшие годы российским добытчикам придется осуществить кардинальный разворот на Восток, страны которого заинтересованы в наших углеводородах.
- Принесет ли такая двоякая политика пользу?
- Большинство мировых поставщиков энергоресурсов не могут похвастаться незыблемостью своих контрактов. Наглядным примером тому является срыв поставок сжиженного газа в Пакистан в конце прошлого года.
Пренебрегая долгосрочным соглашением с Исламабадом, международные трейдеры сократили экспорт сырья в исламское государство, увеличив прокачку топлива в европейскую сторону. Трейдеры решили воспользоваться рекордными ценами на газ в Европе для извлечения дополнительной прибыли.
Россия тогда не отказалась от исполнения контрактов, хотя нам и пришлось поставлять часть газа по ценам ниже рыночных. Тем не менее, подобную позицию нашей стране необходимо сохранять для налаживания более тесных и коммерчески выгодных отношений, в первую очередь, в Китаем, который трепетно относится не только к своим внешним контрактам, но и отслеживает выполнение условий договоров своих партнеров с третьими контрагентами.
- Если Россия не прекратит поставки газа, то за нас это может сделать Украина. Киев остановил транзит нашего газа через свои станции «Сохрановка» и «Новопсков» в Луганской области, которые вышли из под контроля Незалежной. Может ли такой поворот событий еще больше обострить газовые разногласия России с Западом?
- Транзит газа по украинской территории — внутреннее дело Киева. Россия поставляет топливо на украинскую границу, после чего снимает с себя ответственность за дальнейшее движение энергоресурсов.
Киев предложил перенести выпадающие объемы транзита на ГИС «Суджа». Монополия ответила отказом, отметив, что такая рокировка технологически невозможна. Другой вопрос, нужно ли в принципе переносить транзитный канал? До сих пор поставки по попавшим в опалу маршрутам шли в нормальном режиме. Более того, есть информация, что контроль над этими станциями Киев потерял несколько недель назад. Тем не менее, все трубопроводы целы и украинским специалистам никто не мешает работать в штатном режиме.
Настаивая на переносе маршрута транзита, Украина преследует собственные интересы. Во-первых, Незалежная намекает Европе, что продолжение спецоперации приведет к полной остановке транзита газа и виновата в этом будет Россия. Между тем, «Газпром» ежегодно перечисляет за подобные услуги по $3 млрд, и текущие объемы уже оплачены.