Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЛУКОЙЛ прибавит в активах

ЛУКОЙЛ прибавит в активах

Насколько удачна покупка Shell для российской компании

ЛУКОЙЛ покупает российский бизнес компании Shell. Об этом говорится в совместном заявлении. Британско-нидерландская компания заявила о поэтапном выходе из проектов в стране еще в марте. Сейчас нефтегазовому гиганту принадлежит сеть АЗС, которая включает более 400 заправок, а также завод смазочных материалов в Тверской области. 350 сотрудников «дочки» Shell сохранят свои рабочие места.

Насколько это удачная покупка для ЛУКОЙЛа? Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что бизнес Shell в сегменте АЗС вряд ли можно назвать привлекательным. Хотя это может помочь ЛУКОЙЛу укрепить свои позиции.

«У нас на данный момент есть три крупнейших игрока, обладающих самыми большими сетями — это "Роснефть", ЛУКОЙЛ и "Газпромнефть". И покупка такого количества автозаправочных станций, перевод их в периметр ЛУКОЙЛа, возможно, ребрендинг должны укрепить его позиции и, возможно, даже вывести в лидеры по номинальному количеству станций.

Другое дело, что по объемам суточной прокачки сеть Shell не являлась слишком уж привлекательным активом из-за ценовой политики, которая реализовывалась в рамках этой сети. Но и АЗС ЛУКОЙЛа, как правило, не отличаются какими-то особо щадящими ценами.

Видимо, в компании оценили местоположение этих автозаправочных станций и решили для себя, что это перспективное вложение, потому что они хотят развиваться на этом направлении.

Любая сеть АЗС привязана к определенным локациям, которые проще и выгоднее обслуживать с тех или иных заводов»,— говорит Фролов.

Условия сделки неизвестны. Она будет завершена после согласования с Федеральной антимонопольной службы, указано в официальном заявлении ЛУКОЙЛа. Из-за того, что продажу «дочки» Shell пришлось проводить в сжатые сроки, актив, скорее всего, отошел новому владельцу со скидкой, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По его мнению, более интересным для бизнеса ЛУКОЙЛа в этой сделке станет завод смазочных материалов: «Конечно, присутствует определенный дисконт. По рыночной цене ЛУКОЙЛ вряд ли бы покупал бизнес. Здесь он вполне мог использовать конъюнктуру для того, чтобы сбить цену на активы Shell, потому что желающих приобрести эти активы не так много. И в этом плане ЛУКОЙЛ даже оказывает определенную услугу, потому что Shell заявил, что хочет уйти из России, а это сделать крайне сложно.

Государство могло вообще заблокировать передачу права собственности другим лицам, и в этом плане, я думаю, что здесь все согласовано через государство. Сам ЛУКОЙЛ тоже делал ставку на производство масел. Он большой игрок на рынке нефтепродуктов и смазочных материалов, поэтому, конечно, завод Shell будет для него дополнительным активом в рамках развития своей стратегии.

По маслам британско-нидерландская компания довольно хорошо зарабатывала. По реализации нефтепродуктов, здесь, наверное, маржа у них была довольно ограничена, потому что и заправок не так много, и у них, по сути, не было своей собственной переработки, они брали нефтепродукты просто у ближайшего НПЗ. Поэтому получается, что они выступали в качестве независимого заправщика. Я думаю, что рентабельность в случае ЛУКОЙЛа при владении им подобных заправок будет больше, потому что у них есть хотя бы свои нефтепродукты».

В начале мая Shell отчиталась о списании активов более чем на $4 млрд из-за сокращения деятельности в России.

Автор: Елена Иванова

Источник: КоммерсантЪ FM, 12.05.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики