Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Проект газопровода Нигерия-Европа — пустышка. Россию опять используют как пугало для ЕС

Игорь Юшков: Проект газопровода Нигерия-Европа — пустышка. Россию опять используют как пугало для ЕС

Западные СМИ твердят, что Европе нужно остановить Россию, которая собралась участвовать в строительстве газопровода Нигерия-Европа через пол-Африки, и Европа, мол, опять окажется газозависима от России. Но надо ли России участие в этом проекте? Разговоры о нем ведутся достаточно давно и, видимо, с подачи самой Нигерии. Но окупить его может быть крайне сложно, если не невозможно, так считает аналитик Финансового университета Игорь Юшков, он поделился своим мнением с Накануне.RU:

— Проект этот полумифический, никто его реализовывать, видимо, не собирается, потому что он совершенно непонятный. Во-первых, у Нигерии нет достаточных объёмов газа — то, что они добывают, в основном экспортируют в виде СПГ, у них есть СПГ-завод, а газопроводов у них практически нет. По территории Нигерии небезопасно прокладывать газопроводы — там запрещенная в РФ террористическая группировка "Боко Харам" постоянно что-то взрывает, поэтому такой вариант весьма сомнителен. Получается, они собираются проложить его по шельфу вокруг Африки — и это будет один из самых протяжённых газопроводов в мире, что значит огромные инвестиции.

Плюс, они этот газ собираются поставлять в другие страны, а там спроса как такового нет, денег на то, чтобы покупать по таким высоким ценам этот газ, тоже нет. И до Европы он и не доходит, в основном его маршрут проходит через африканские страны, в Нигерии, потом сворачивает в Марокко. Но в Марокко тоже спрос небольшой, хотя это государство заинтересовано, конечно, в газе. Раньше его Алжир поставлял, потом они поссорились, и Алжир прекратил транзит через них и пригрозил Испании, что если те в реверсе будут отправлять в Марокко, то они и испанцам газ отключат. Очень жёсткая позиция, поэтому в Марокко, действительно, есть дефицит, но, опять же, совершенно нерентабельно тащить через половину Африки газопровод, чтобы запитать Марокко. Там объёмы поставок небольшие.

То есть какой-то смысл был бы, если бы из Нигерии протянулся бы газопровод через Сахару — через Мали либо Буркина-Фасо в Алжир, там подключился бы к алжирским газопроводам или расширился бы и поставлял в Европу — тогда да, это ещё хоть какой-то смысл имеет, если бы Нигерия смогла выдать 30-50 млрд кубометров. Но они не могут столько добывать. Опять же, возникает вопрос рентабельности подобных проектов, ведь европейцы говорят, что они будут проводить и дальше декарбонизацию. Вот вы сейчас вложите десятки миллиардов долларов, а через пять лет спрос на газ в Европе упадёт, цены понизятся и вы не окупите свои инвестиции. Никто вкладывать такие деньги в такой рискованный проект не будет.

Почему же речь идет про Россию? Россию они приплели исключительно как страшилку для европейцев: смотрите, Россия интересуется, поэтому если вы сейчас нам деньги и инвестиции не принесёте, не будете с нами переговоры вести, мы с Россией будем дела делать. То есть Россия используется как пугало. Поэтому это лишь попытка привлечь внимание европейцев. Я сомневаюсь, что вообще какие-либо переговоры с российской стороной были. Они даже просто сказали, что ведут переговоры с русскими, без каких-либо наименований, названий и имен. С кем и чем — никакого подтверждения нет, и я думаю, в Москве переговоров толком никаких и не было.

Поэтому России, конечно, бессмысленно в этом участвовать. Нашей стране выгодно, чтобы Нигерия вообще никак не экспортировала газ, а если экспортирует, то пусть отправляет на азиатские рынки, потому что нам сейчас важно, чтобы европейцы понимали, насколько они зависят от российского газа, и не видели ни в чём альтернативы, и Россию воспринимали именно как безальтернативного поставщика, потому что это сдерживает санкционное давление, последние разрывы отношений и конфликт в целом.

Источник: Накануне.RU, 18.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики