Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Государство «боится» нефтяников. Поэтому бензин будет дорожать

Государство «боится» нефтяников. Поэтому бензин будет дорожать

Россияне уже привыкли к тому, что цены то на те, то на другие продукты показывают рекорды каждый месяц. В январе аналогичным достижением «порадовал» бензин

Автомобильное топливо в России становится все дороже. Нефтяники, пытаясь оправдаться за непомерно высокие цены, кивают на стоимость «черного золота». Мол, и она достигла рекордных высот. Между тем, в других нефтедобывающих странах (и даже в США, которые импортируют нефть) цены на бензин растут не такими бешеными темпами. В чем же дело?

— То, что бензин в России дорожает вне зависимости от того, растет или падает цена нефти, объясняется тем, что топливный рынок у нас сильно монополизирован. То есть перерабатывают нефть и продают полученные из нее продукты те же компании, которые ее добывают, — рассказал AIF.RU Александр Пасечник, руководитель аналитического отдела Фонда национальной энергетической безопасности.

— Для того, чтобы ситуация изменилась, нужные независимые нефтеперерабатывающие заводы, — продолжает Пасечник. — С кризисом идея строительства такого предприятия была похоронена. Для государства это слишком затратно (5-10 млрд долл.), а инвесторов не нашлось.

Теперь повлиять на нефтяников может только Федеральная антимонопольная служба. Однако многие прошлые дела этого ведомства в отношении нефтяных компаний закончились мировым соглашением, а выписанные штрафы были снижены в разы. Плюс ко всему с начала 2011 года серьезно повысились акцизы на нефтепродукты, особенно на низкооктановое топливо. Этот факт также «стимулирует» рост цен на бензины.

Хватит ли нам топлива на фоне разговоров о грядущем нефтяном кризисе?

— Существующих мощностей нефтеперерабатывающих заводов хватает для обеспечения внутренних потребностей страны, — говорит Пасечник. — Бензин, который мы покупаем, производится в России. Мощности даже несколько недозагружены, поэтому при необходимости выпуск можно увеличить. Проблема в другом. Существующие нефтеперерабатывающие предприятия были построены еще в советские времена. Да, проводится их модернизация, но недостаточно высокими темпами. На евростандарты производства топлива они все еще не перешли, поэтому за рубежом наше топливо никому не нужно.

В то же время нефтяные компании, которым принадлежат эти заводы, активно покупают нефтеперерабатывающие компании за границей. Это зачастую выгоднее, чем вкладываться в модернизацию, а тем более в строительство новых мощностей в России. Понятно, что эта позиция нефтяников непатриотична и негативно сказывается на развитии страны. И изменить ее в силах только государство. Нужен и пряник в виде, например, налоговых льгот для нефтепереработки, и кнут.

В качестве последнего может быть введено жесткое требование форсировать переход к более высоким евростандартам продукции — и нельзя под давлением нефтяников откладывать сроки их внедрения. Но пока профильные министерства придерживаются политики послаблений для нефтепереработчиков и дают им отсрочки.

Автор: Мария Порошина

Источник: Аргументы и факты, 08.02.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики