Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Картель от G7: цены на нефть РФ хотят взять под контроль

Картель от G7: цены на нефть РФ хотят взять под контроль

Страны G7 могут организовать картель, чтобы взять под контроль цены на российскую нефть. Прийти к общим решениям им будет непросто, однако возможности создания картеля исключать нельзя.

Глава Минфина США Джанет Йеллен заявила о возможности создания странами Большой Семерки картеля, с помощью которого государства-участники смогут контролировать цены на российскую нефть. Министр отметила, что пока странам G7 не удалось согласовать условия ограничения закупок энергоресурсов из РФ.

Предложение по созданию картеля на рынке энергоресурсов не является новшеством, сообщил эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович.

«Попытки создать картель для монопсонии (ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов – ред) предпринимались и ранее, – добавил эксперт, – но организовать это было очень сложно».

 

Сложность в таком процессе, по словам собеседника АБН, заключается в разнице интересов компаний и государств, совершающих покупки. В итоге каждый участник рынка пытается организовать для себя более выгодные условия, это выступало сдерживающим фактором в создании картелей покупателей.

Если говорить о создании картеля стран Большой семерки, велика вероятность, что от публичных заявлений к реальным действиям в этом направлении страны-участники не перейдут, предположил спикер. Это связано с риском ограничения собственной конкурентоспособности потенциальных участников картельного сговора.

 

«Конкурентоспособность снижается за счет согласия на некое общее руководство закупками, – разъяснил представитель ФНЭБ. – Пока что картеля не удалось создать даже Европейскому союзу. Еврокомиссия была бы не против получить дополнительные полномочия по регулированию рынка в текущей обстановке. Однако этого не произошло, как и коллективных закупок газа, нефти».

 

Нельзя исключать, что такие решения Евросоюза будут приняты в будущем, отметил Станислав Митрахович. Что касается G7, у каждой страны существуют собственные интересы, включая Японию, а также США и Канаду, которые являются не только импортерами нефти, но и занимаются экспортом собственного топлива. Кроме того, в США бизнес работает в условиях определенного уровня автономности, когда госрегуляторы не могут навязывать своих решений компаниям.

«Как в таких условиях организовать картель? – задается вопросом эксперт. – Если это реально начнет происходить, выяснится, что многие участники организации будут против».

Разница между условиями, в которых находятся государства-участники Большой семерки, их интересы сильно отличаются друг от друга. Поэтому, по мнению, Станислава Митраховича, создание картеля, с помощью которого им удастся взять под контроль цены на российское топливо, маловероятно.

«Самая «умная» страна, которая откажется от вхождения в картель, получит возможность получать нефтепродукты по более низким ценам. Значит, ее промышленность будет более конкурентоспособна, от этого рост конкуренции произойдет в энергетике, химии, металлургии. Население будет более довольно. Как тогда всех загнать под одну гребенку», – рассуждает эксперт.

 

В существующей ситуации исключать того или иного развития сценария, даже самого невероятного, не приходится, подчеркнул Станислав Митрахович. Однако создание картеля для G7 будет сопряжено с многочисленными сложностями.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики