Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Провал нефтяного полуэмбарго

Провал нефтяного полуэмбарго

G7 не удается сократить российский экспорт углеводородов - Джанет Йеллен, глава Минфина США, заявила 20 мая, что министрам финансов и председателям ЦБ стран «Большой семерки» не удалось определить единую стратегию по постепенному введению глобального нефтяного эмбарго против России. Для начала предлагалось ввести ценовую планку для российских углеводородов.

Артподготовка и наступление

Идея ограничения поставок из России углеводородов пустила корни на Западе еще несколько лет назад. Во всяком случае, первый санкционный удар в 2014 году был фактически направлен против российского ТЭК. Он носил двойной характер: финансовый и технологический. Нефтегазовую отрасль отрезали от дешевых (по тогдашним российским меркам) западных кредитных ресурсов. Предоставлять займы более чем на 30 дней было запрещено и кокретным предприятиям, и отечественным банкам.

Запретили также поставки в Россию технологий добычи нефти и газа, если длина бура превышает 149 метров. Западным компаниям предписали покинуть российские глубоководные проекты. Не все исполнили в полной мере это требование. Но все-таки разработку морского газоконденсатного месторождения «Штокман» пришлось отложить. Был отмечен и массовый исход из России средних нефтесервисных компаний. Например, в 2015 году свернули деятельность в Западной Сибири около ста нидерландских сервисных структур. 

Однако большинство крупных нефтедобытчиков и сервисных компаний, даже из США, схитрили. С российского рынка не ушли, оправдываясь тем, что из их разработки не углубляются до 150 метров. В результате экспорт углеводородов, особенно газа в Европу только увеличился в течение 2010-х годов.

В прошлом году наступление на российский ТЭК вновь усилилось, прежде всего из-за подскочивших цен на газ в Европе и Азии. В январе этого года США увеличили поставки СПГ в Европу еще на 4,5 млн тонн в ежемесячном режиме. Но евроцены на газ от этого существенно не сократились.

В конце февраля в рамках первого пакета антироссийских санкций Еврокомиссия запретила поставки технологий и оборудования на российские НПЗ, чтобы снизить производство нефтепродуктов, от импорта которых из России страны ЕС зависят в большей мере, чем от ввоза сырой нефти.

4 мая Еврокомиссия попыталась объявить России нефтяное эмбарго: полное прекращение поставок нефти планировалось добиться к 1 декабря этого года, а нефтепродуктов к 1 января следующего. Председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен заявила об этом утром 4 мая на заседании Европарламента. Но уже к вечеру того дня выяснилось, что эмбарго рухнуло, не начавшись. Против выступила Венгрия, которую в мягкой форме, но все же поддержали Чехия, Словения, Болгария и даже Австрия. Будапешт жестко сопротивляется до сих пор несмотря на экстраординарное давление Брюсселя, Вашингтона, Берлина и Парижа. И в любом случае, как недавно предупредил генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо, 3 млн ежесуточных поставок нефти из России в Европу сейчас заменить нечем.

В этой ситуации еще в феврале возникла идея своего рода нефтяного полуэмбарго. США, Великобритания и Канада, как известно, поспешили полностью запретить российский нефтеэкспорт в свои страны. А для ЕС глава американского Минфина предложила ввести пошлины на российскую нефть, чтобы сократить доходы российского бюджета, которые, якобы, идут на специальную операцию.

Это предложение было недавно подхвачено польским премьером Тадеушем Моравецким, который рассчитал ставку пошлины на газ — 25-35% от таможенной стоимости. 

Затем, по информации The New York Times, в американской администрации возникла идея потолков цен на российскую нефть для всех ее мировых потребителей, с наказанием «нарушителей» вторичными санкциями, например, запретом операций и контактов на американском рынке. То же самое разрабатывается и для газа, поставляемого в Европу.

Ни ценового потолка, ни «картеля покупателей»

Такие предложения 19 мая и пытались рассмотреть в Германии министры финансов и главы ЦБ стран G7.

Но, как на следующий день признала глава американского Минфина Джанет Йеллен, безуспешно. Она подтвердила на пресс-конференции, что на министерской встрече действительно обсуждались вторичные санкции и другие способы ограничения нефтяных доходов России при минимизации влияния на энергоцены.

По ее словам, «цель состоит в том, чтобы сохранить поступление части российской нефти на рынок, чтобы не повышать мировые цены». Поэтому, по мнению главы американского минфина, необходим «картель покупателей» российской нефти, который определял бы ее максимальную цену с целью ограничения доходов РФ. 

«Многие, включая меня, находят это привлекательным с общей экономической точки зрения, но на самом деле заставить это работать сложно, и все эти вопросы не были проработаны», — заключила Йеллен.

Теперь по данным Bloomberg, президент США Джо Байден сделает ограничение цен на нефть главной темой своей ближайшей поездки в Азию.

Однако даже министр финансов США не уверена в успехе этой замысловатой антироссийской инициативы в обозримом будущем. И отдает себе отчет в том, что такого рода санкция может привести к резкому всплеску цен на мировом нефтяном рынке. По её оценке, выполнение этой задачи осложняется решением вопроса о том, как обеспечить, «чтобы часть российской нефти поступала на рынок для сдерживания мировых цен на топливо, и чтобы мы не оказывали чрезмерного негативного воздействия на третьи страны».

Ведущий аналитик Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, подчеркивает, что это предложение муссируется за океаном уже несколько месяцев и все безрезультатно. Индия и Китай, на которые ускоренными темпами переориентируются российские поставки из Европы, конечно, сами сбивают цену на Urals, но не пойдут на то, чтобы эта прерогатива была официально закреплена за Вашингтоном и Брюсселем. В Пекине и Дели отдают себе отчет в том, что игры с внешним ограничением стоимости нефти приведут лишь к прекращению или хотя бы резкому ограничению поставок. 

К тому же, как полагает Митрахович, у Запада нет реальных рычагов заставить и Китай, и Индию подчиняться ценовому потолку. Наоборот, эти страны сейчас ведут с российским правительством активные переговоры об увеличении поставок по взаимоприемлемым условиям.

Кстати, о нашей цене. В принципе мы её уже опубликовали. 18 мая Минэконоразвития опубликовал уточненные сценарные условия социально-экономического развития РФ в этом году. В документе указано, что к концу года цена марки Urals снизится до $72-73 за баррель. Эта цена, по ряду данных, уже циркулирует в Азии. Ниже опускать цену, учитывая резкое подорожания услуг танкерного флота и страховых компаний, просто невыгодно. Иначе придется торговать себе в убыток.

 

Таким образом, перед Йеллен и Байденом стоит невыполнимая задача: любой картельный сговор потребителей приведет лишь к катастрофическому росту цен на сырье.

Автор: Константин Смирнов

Источник: Expert.Ru, 20.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики