Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Венгрия предлагает «компромиссное» эмбарго на российскую нефть

Венгрия предлагает «компромиссное» эмбарго на российскую нефть

Глава МИД Венгрии предложил ввести эмбарго на морские поставки российской нефти и сохранить нефтепроводные. Означает ли это заявление согласие Венгрии по шестому пакету санкций или, наоборот, еще больше ослабляет его эффективность?

Венгрия в качестве компромисса предлагает ЕС ввести эмбарго на морские поставки российской нефти, но сохранить работу нефтепроводов. Об этом заявил глава МИД страны Петер Сийярто. По его словам, 65% поставок нефти в страну поступает именно из России. Будапешт не сможет закупать достаточно нефти из других источников, и выхода к морю у страны нет. Таким образом, экономика Венгрии «будет убита без российского топлива». А для того чтобы перерабатывать нефть не из России, потребуется технологическое переоснащение. Это дополнительные инвестиции более чем в полмилллиарда евро. А для того чтобы «полностью модернизировать» свою энергетическую инфраструктуру, потребуется от 15 млрд до 18 млрд евро дополнительных вложений.

Страны ЕС пока не могут согласовать очередной пакет санкций против России, предусматривающий, в частности, эмбарго на российскую нефть. Считается, что эти санкции блокирует прежде всего именно Венгрия. Пойдет ли Евросоюз на условия, которые выдвигает Будапешт?
Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Остается только эмбарго на морские поставки. Де-факто Венгрия предлагает вынести за скобки вообще трубопроводные поставки, а это значит, что множество стран Европы сохранят право, по крайней мере, покупать российскую нефть, потому что идет нефтепровод «Дружба» через Белоруссию, Польшу и в Германию, и польские НПЗ до сих пор закупают российскую нефть и запасаются ею, то есть там фактически все, что можно, заполнено нефтью, все хранилища и при НПЗ, и в порту, и так далее. В Германию идут поставки, и южная ветка, которая из Белоруссии на территорию Украины и потом расходится в страны Центральной Европы, — это Венгрия, Чехия, Словакия прежде всего, и вплоть до Балкан. Поэтому, если соглашаться с предложением Венгрии, то получается, что если не большая часть Европы, то половина Европы примерно сохранит возможность покупать российскую нефть. И тогда возникает вопрос, что какое-то странное эмбарго. То есть Россия сохранит приличные объемы, а если учитывать то, что эти страны, которые получают по трубе российскую нефть, смогут перепродавать ее дальше, например железнодорожным транспортом соседям, или производить из российской нефти нефтепродукты, а именно их НПЗ тогда будут наиболее маржинальными, то есть получается, что во Франции завод стоит и перерабатывает нефть по 100 долларов за баррель, а в Германии завод перерабатывает нефть по 70 долларов за баррель. Конечно, немецкие НПЗ будут работать на полную мощность, производить нефтепродукты и вытеснять нефтепродукцию с более дорогих НПЗ. Конечно, здесь вопрос справедливости возникает, и вряд ли мы увидим такую форму нефтяного эмбарго, когда запрещено будет только морским транспортом. Вряд ли другие страны ЕС такой сценарий одобрят. А вариант, когда вы даете компенсацию Венгрии, получается, противоречит ее же предложению сохранить трубопроводные поставки. Если ты имеешь право закупать российскую нефть дальше по трубопроводам, то зачем тебе компенсация, ты же не собираешься перенастраивать НПЗ, не собираешься выстраивать новую логистику, чтобы закупать нефть с мирового рынка с транзитом через какую-то соседнюю страну, которая имеет выход к морю, то есть за что тебе платить тогда, непонятно. Я думаю, что это скорее взаимоисключающая опция: либо Венгрии дают миллиарды, миллиарды долларов на то, чтобы она перестроила свои НПЗ и построила логистические схемы по доставке нефти, либо им оставляют возможность закупки российской нефти. Я думаю, может быть, ЕС и готов пойти на выплаты каких-то не совсем больших объемов, а вот то, что просит сейчас Венгрия — под 18 млрд долларов, — ЕС вряд ли на это готов пойти, потому что это создает очень опасный прецедент. Получается, что все остальные страны скажут: а что, так можно было, оказывается, можно было взять миллиарды долларов в согласие на какой-то новый пакет санкций? В итоге все будут шантажировать Евросоюз и выпрашивать дополнительные выплаты».

Сейчас ЕС обсуждает шестой пакет санкций против России. Если его одобрят, Брюссель может ввести запрет на поставки российской нефти уже через полгода, а с 2023 года ограничить импорт российских нефтепродуктов. Сначала идею о нефтяном эмбарго не поддержали Венгрия, Чехия и Словакия. Тогда Еврокомиссия уступила и разрешила Венгрии и Словакии импортировать российскую нефть до конца 2024 года, а Чехии — до июня 2024 года. После этого Братислава и Прага перестали возражать против запрета, но Венгрия не изменила позицию.

Как сообщает РБК со ссылкой на портал Euractiv, снятие Венгрией вето с очередного пакета санкций в обмен на экономические преференции может стать темой неформального саммита Евросоюза, который пройдет в конце мая. Европейский чиновник на условиях анонимности рассказал газете Financial Times, что ЕС собирается сделать президенту Венгрии выгодное предложение.

Источник: BFM.RU, 21.05.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики