Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Танкеры переливают в обход

Танкеры переливают в обход

Как нефть из России попадает на китайский рынок

Китай стал активнее закупать российское топливо «обходными» путями. Поставки нефти все чаще включают перегрузку в море, пишет Bloomberg. Небольшие суда отправляются от порта Козьмино под Владивостоком и заходят в воды Южной Кореи, где нефть перегружается на супертанкеры и следует в Китай. Агентство отмечает, что такую схему использует как минимум одна крупная китайская компания.

Ей пришлось пойти на это из-за опасений страховщиков по поводу вторичных санкций, ведь тех, кто готов оказывать услуги контрагентам, связанным с Россией, все меньше.

Это показывает, что китайские компании все же готовы работать с Москвой, тем более что она предлагает большую скидку на нефть, отмечает старший научный сотрудник Финансового университета Станислав Митрахович: «Китайцы пытаются использовать большие танкеры, которые в настоящее время оказались без работы из-за локдаунов в КНР.

Поэтому, если в прошлом задействовали суда меньшего масштаба, которые могли пройти из порта Козьмино в Китай, то теперь проводится еще и перевалка в море вблизи Южной Кореи.

Что касается санкционного аспекта, данная история нужна не для того, чтобы обходить ограничения, скорее, это показатель отсутствия опасений из-за работы с российской нефтью.

Китайский бизнес разнообразен. Одна его часть боится санкционного давления, другая вполне готова работать с Москвой. При этом сложились все обстоятельства: и дисконт, и эффект от коронавируса, который привел к решению использовать одни танкеры, а не другие. Нужно быть гибким в текущей ситуации. Если наши компании откажутся предоставлять скидки, то они не смогут продать нефть. Само по себе сырье стоит дорого, поэтому даже дисконт в 30% от стоимости все равно делает такой бизнес выгодным».

Bloomberg пишет, что Китай стал забирать почти всю танкерную восточно-сибирскую нефть (ВСТО), которая до этого шла напрямую в Японию и Южную Корею. Ранее Financial Times сообщило, что китайские независимые НПЗ также нарастили закупки нефти из России.

В начала мая вице-премьер Александр Новак заявил, что России необходимо диверсифицировать поставки топлива и переориентировать их, в том числе в Азию.

Отчасти такой сценарий уже сбывается, отмечает заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев: «Если мы говорим про пример ВСТО, это не столько перестройка поставок нефти на Азию, сколько в первую очередь увеличение поставок в Китай с сокращением отгрузок в Японию и Южную Корею. Эти страны сейчас пытаются снизить импорт нефти из России, опасаясь необходимости вынужденно присоединиться к запрету на закупку российского сырья.

Что касается движения в сторону азиатских рынков, более показателен пример, который мы сейчас видим в портах Северо-Запада, в Новороссийске. Если в феврале у нас практически ничего из этих портов туда не уходило, то сейчас порядка 0,6-0,7 мбд поставляется в страны Азии, в первую очередь в Китай. Насколько устойчив этот тренд, как долго он продлится? Сказать сложно.

И КНР, и Индию, и Юго-Восточную Азию привлекают очень большие дисконты на российскую нефть, но китайцы стараются соблюдать принцип диверсификации, поэтому вряд ли они готовы серьезно нарастить импорт сырья из РФ. Москве все равно придется искать других покупателей».

24 мая в Минэкономики Германии заявили, что ЕС согласует эмбарго российской нефти в ближайшие дни. Однако обсуждение снова заблокировала Венгрия, которая требует около €15 млрд в качестве компенсации за отказ от своего права вето.

Автор: Даниил Бабкин

Источник: КоммерсантЪ FM, 26.05.2022

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики