Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российскому СПГ сушат весла

Российскому СПГ сушат весла

Судоверфь из Южной Кореи расторгла контракт на строительство трех газовозов для будущего проекта «Арктик СПГ — 2». Проблемы с новыми танкерами для вывоза российского СПГ из Арктики могут возникнуть и на судоверфи «Звезда», считают эксперты. Так как Запад ввел санкции и проекты по сжижению газа будут по меньшей мере затягиваться, то российским компаниям уже не надо такого количества газовозов в ближайшие годы, рассуждают они.

Южнокорейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) сообщила, что расторгла контракт на строительство трех газовозов арктического класса Arc7 для одного из европейских судовладельцев, сообщило TradeWinds. Источники «Коммерсанта» подтвердили, что речь идет о танкерах для второго арктического проекта «Арктик СПГ-2», которые заказывал «Совкомфлот». Причиной расторжения в DSME назвали то, что платеж за строительство одного танкера стоимостью более $ 280 млн не произвели в установленные сроки.

При этом контракт планируют расторгнуть на все три танкера, сообщил собеседник «Коммерсанта». Причиной задержки платежа, как и расторжения контракта, могут быть санкции к «Совкомфлоту».

«В принципе, все логично, что происходит с южнокорейскими контрактами. Там заказано три танкера от „Совкомфлота“ и еще три газовоза от другой структуры (японской MOL). И сейчас возникает вопрос, а сколько вообще нужно будет газовозов „Новатэку“, чтобы вывозить СПГ с проекта „Арктик СПГ — 2“, будущая мощность которого теперь из-за санкций непонятна», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. Он указывает на то, что вторая и третья очереди «Арктик СПГ — 2» в те сроки и в том формате, который заявлялся, осуществлены не будут.

«Потому что поставка оборудования для заводов СПГ в Россию теперь запрещена. И интригой остается, сможет ли „Новатэк“ запустить хотя бы первую очередь „Арктик — СПГ 2“. Из Китая успели доставить все модули в Мурманск, где их соберут, поставят на платформу и отправят на Гыданский полуостров, где и будет располагаться завод по сжижению газа. Очевидно, „Новатэк“ рассчитывает запустить первую очередь, а вторую и третью поставить на паузу. А, значит, ему не нужно будет такое количество газовозов, чтобы вывозить продукцию. Получается, что мощность проекта будет не 20 млн тонн в год, а только 6,6 млн тонн», — поясняет Игорь Юшков.

Отказ южнокорейской верфи от строительства газовозов для «Арктик СПГ — 2» не является сейчас приоритетной проблемой проекта, полагает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Ещё 15 газовозов строятся на российской верфи «Звезда», то есть основную часть запланированного объёма СПГ будет на чём перевозить, говорит он.

Проблемой является то, что на судоверфь «Звезда» доставляют судокомплект также из Южной Кореи и на предприятии просто собирают танкер, замечает Игорь Юшков.

«Будет ли Южная Корея отгружать на российскую верфь судокомплекты, тоже непонятно, так как теперь действуют масштабные санкции и против российской судостроительной отрасли», — ведущий аналитик ФНЭБ считает, что если три танкера построят в Южной Корее и хотя бы два соберут на «Звезде», то этого будет достаточно, чтобы обслуживать первую очередь «Арктик СПГ — 2».

Энергоэксперт Александр Собко добавляет, что в нынешних условиях на «Звезде», возможно, удастся решить эту проблему, учитывая, что Китай также уже имеет компетенции в строительстве газовозов.

«Кроме того, скорый запуск перевалки на полуострове Камчатка при прочих равных условиях уменьшит необходимое количество арктических танкеров. Хотя с другой стороны, в текущих обстоятельствах больше СПГ будет отправляться в восточном направлении», — говорит Александр Собко.

Тем временем в «Новатэке» заявили, что планируют продолжать строительство заводов СПГ в России — на отечественных технологиях и оборудовании.

«Сейчас будем делать проект… чтобы на ОГТ (основаниях гравитационного типа), которые мы производим в Мурманске, разместить две линии. И чтобы это производство было 5 млн тонн. Начали предпроектные работы. Вот это будет все сделано на российском оборудовании», — сказал глава компании Леонид Михельсон, передает ТАСС.

Ранее «Новатэк» использовал отечественную технологию «Арктический каскад» на четвертой линии «Ямал СПГ» мощностью около 1 млн тонн.

«Головной боли много получили, где-то на год. Но она сейчас работает, полностью сделана на российском оборудовании», — сказал Леонид Михельсон.

Эксперт по энергетике Александр Собко замечает, что, похоже, «Новатэк» хочет оттестировать две среднетоннажные линии по 2,5 млн тонн на «Обском ГХК», а дальше, очевидно, использовать на оставшихся двух очередях «Арктик СПГ — 2».

«Но это всё долго, да и непонятно, что будет с „Арктическим каскадом“ на 2,5 млн тонн, хотя других вариантов и нет», — заключает Александр Собко.

Тем временем российское правительство не меняет пока прогноз производства СПГ к 2035 году и сохраняет его рост до 140 млн тонн в год.

«Задачу по СПГ мы пока не корректируем. Мы работаем над тем, чтобы реализовать цифры, которые у нас в стратегии заложены даже с учетом того, что это будут российские технологии. Соответственно, принята программа по развитию российских технологий, я уверен, что она будет реализована, там ничего сложного нет», — сказал вице-премьер Александр Новак.

Источник: EADaily, 27.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики