Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефти хотят оставить только «Дружбу»

Нефти хотят оставить только «Дружбу»

Как Евросоюз пытается заставить Будапешт отозвать вето на отказ от российского топлива

Евросоюз может принять эмбарго на российскую нефть, исключив из него трубопровод «Дружба». Так политики пытаются убедить Венгрию отозвать свое право вето на новый пакет санкций, сообщили Bloomberg осведомленные источники. ЕС обсуждает запрет на поставки нефти из России уже почти два месяца, против чего выступает Будапешт. Там не раз заявляли, что эмбарго разрушит экономику страны, и требовали компенсацию в €15 млрд от европейских политиков.

Через трубопровод «Дружба» Венгрия получает нефть из России. Исключение же маршрута из-под санкций обеспечит республику энергобезопасностью и даст ей время, чтобы подключиться к всеобщему эмбарго, пишет Bloomberg.

Директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов считает, что такой сценарий вполне вероятен. По «Дружбе» нефть может продолжать поступать и в другие страны, отмечает он: «Когда мы анализировали возможные пути введения эмбарго на поставки российского топлива в страны ЕС, считали, что им будет гораздо легче договориться касательно морских поставок, нежели отказаться от трубопроводных.

Непререкаемая позиция Венгрии в отстаивании своих национальных интересов, в защите своей нефтепереработки показала, что отказаться от поставок по трубе Евросоюз сегодня попросту не готов. И, думаю, что в данной ситуации под исключение попадут не только поставки нефти по нефтепроводу "Дружба" в Венгрию, но и аналогичные в другие страны Центральной и Восточной Европы — в первую очередь в Чехию и Словакию.

Поэтому вариант введения нефтяного эмбарго только на морские поставки российской нефти в страны ЕС, к сожалению, для нас, наверное, вероятен. Что же касается долей распределения нефтяного экспорта, то на морской транспорт приходится 60-65%, остальное идет по трубопроводам».

В начале мая вице-премьер Александр Новак заявил, что России необходимо диверсифицировать поставки топлива и переориентировать их на Восток.

Тем временем прокачка российской нефти в Азию впервые в истории превысила экспорт в Европу, выяснил Bloomberg. Особенно активно топливо закупали Китай и Индия. Резко выросли и объемы поставок по морю: на прошлой неделе танкеры перевезли около 80 млн баррелей, что почти в три раза больше, чем до 24 февраля, отмечает агентство.

И если ЕС не введет санкции против трубопроводной нефти, то топливные доходы России к концу 2022 года могут и не упасть, предполагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Действительно, возможно введение эмбарго на покупку только нефти, доставленной морем.

С одной стороны, это несправедливо для стран, которые приобретают российскую нефть с морской доставкой, с другой, мы среди таких государств не видим кого-то, кто бы отстаивал так рьяно свои национальные интересы, как Венгрия. Прежде всего, это Нидерланды, ведь порт Роттердама является крупнейшим хабом, через который продается наше топливо.

Самый благоприятный для РФ сценарий, если дальнейшие ограничения, касающиеся запрета на перевозку российской нефти, на покупку всеми компаниями в мире вообще не будут вводиться.

Если мы предполагаем, что сохранятся трубопроводные поставки, то Россия может к концу года перераспределиться полностью.

Часть мы сможем перепродать на азиатские рынки, так как Китай и Индия потенциально могут закупить гораздо больше российской нефти».

В апреле СМИ сообщали, что если ЕС не введет эмбарго на энергоносители, Россия за 2022 год заработает более $320 млрд нефтегазовых доходов. Это почти на треть больше, чем годом ранее. При этом издания отмечали, что даже при ограничениях со стороны Запада, доходы бюджета могут увеличиться за счет перенаправления на азиатские рынки и высоких цен на ресурсы.

Автор: Даниил Бабкин

Источник: КоммерсантЪ FM, 28.05.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики