Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Облегчить» нефтяные санкции против России Европу призвали даже США

«Облегчить» нефтяные санкции против России Европу призвали даже США

Недружественные страны не намерены отказываться от нефтепровода «Дружба»

Евросоюз готовится утвердить вариант моратория на российскую нефть в облегченной версии, то есть временно исключив из него поставки по нефтепроводу «Дружба». Этот пункт является ключевым в шестом пакете санкций ЕС. Однако нельзя исключать, что, собравшись в понедельник на внеочередной двухдневный саммит, альянс вновь завязнет во внутренних спорах, и в который уже раз отложит решение. Пока оно не оформлено даже рамочно, если верить премьеру Венгрии Орбану.

Дискуссия на тему эмбарго идет в ЕС уже почти месяц, с 4 мая, когда о проекте рассказала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Введению тотального запрета противится, прежде всего, Венгрия, требующая от Брюсселя компенсацию в €15 млрд за «неминуемое разрушение» ее нефтепереработки и экономики.

Чехия и Словакия также не имеют выхода к морю и получают российскую нефть исключительно по «Дружбе». Понятно, что в этой ситуации Евросоюзу гораздо легче договориться относительно морских поставок, нежели отказаться от трубопроводных.

Что касается долей распределения нефтяного экспорта РФ, то на морской транспорт приходится 60-65%, остальное – на трубы. Причем, как выяснил Bloomberg, за последнее время прокачка российской нефти в Азию впервые в истории превысила экспорт в Европу, особенно активно закупали топливо Китай и Индия.

На прошлой неделе танкеры перевезли около 80 млн баррелей – почти втрое больше (в недельном измерении), чем до 24 февраля. В апреле пресса писала, что, если ЕС не введет эмбарго на энергоносители, Россия за 2022 год заработает свыше $320 млрд нефтегазовых доходов. То есть, почти на треть больше, чем годом ранее. С другой стороны, как подсчитали в Минфине, с добычей «черного золота» не все гладко: в апреле она снизилась на 9%, а эмбарго обрушит ее на 17% по итогам года.

Как поясняет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, нефтеперерабатывающие предприятия в Венгрии, Словакии, Хорватии и Чехии расположены непосредственно рядом с нефтепроводом «Дружба». Если они потеряют возможность получения нефти из России по этой артерии, им придется каким-то неведомым образом увеличивать логистическое плечо доставки сырья из других стран – сначала морем, а потом железнодорожным транспортом. Создать такую альтернативу быстро нельзя, и в Еврокомиссии это осознают.

«Россия поставляет в Европу порядка 720 тысяч баррелей нефти в сутки по нефтепроводу «Дружба» и 1,5 млн баррелей - морским транспортом из портов Черного и Балтийского морей, а также арктическим маршрутом, - рассказывает Деев. - Сокращение закупок со стороны ЕС будет постепенным, растянутым на 6-8, а то и 12 месяцев (для разных стран). За это время Россия сможет перенаправить эти объемы на другие рынки, прежде всего, в Китай и Индию. Едва ли наша экономика серьезно пострадает, ведь тренд на подорожание сырья сохранится, а значит, и доходы как минимум не упадут».

Глобально для России ничего не изменится, считает специалист департамента стратегических исследований Total Research Михаил Оганезов. Во-первых, даже морское эмбарго все равно будет с отсрочкой, чтобы страны Евросоюза могли найти объемы для замещения. Во-вторых, основные неприятности для нас уже произошли: это и простаивающие в портах танкеры, и вынужденная необходимость продавать нефть в Азию с дисконтом в треть от стоимости Brent.

Что касается ЕС, у членов альянса уже начались серьезные проблемы из-за растущей стоимости топлива: в Италии бастуют дальнобойщики, Польша и Венгрия перекрыли въезд иностранным автомобилям, Польша оказалась поставлять сырье на Украину бесплатно и теперь будет его только продавать.

«Сложно сказать, насколько пострадает отечественная экономика, если Брюссель введет нефтяное эмбарго, - говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Склоняюсь к тому, что не очень сильно.

Если в результате санкций наш экспорт упадет, сырьевые цены в мире вырастут, и Россия доберет доходность за счет других рынков. Наша цель – не объемы добычи нарастить, а заработать на новой ценовой конъюнктуре, монетизировав имеющиеся запасы.

Важно то, что в последней версии шестого пакета ЕС нет запрета на транспортировку российской нефти и на страхование сделок. В первоначальном, более жестком варианте, все это было. Если бы Евросоюз остановился на нем, нашей стране пришлось бы намного хуже, в частности, она не смогла бы переориентироваться на другие рынки».

Показательно, резюмирует Юшков, что даже глава Минфина США Джанет Йеллен призвала европейцев поаккуратнее подойти к шестому пакету – во избежание разгона мировой инфляции. Чем дольше период высоких цен на сырье, тем тяжелее общий эмоциональный фон для потребителей на Западе.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 30.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики