Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему Япония не торопится отказываться от проекта "Сахалин-2"

Почему Япония не торопится отказываться от проекта "Сахалин-2"

Японский премьер-министр отметил, что проект чрезвычайно важен для страны.

"Сахалин-2" – нефтегазовый проект, реализуемый на острове Сахалин. Это первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). С 2009 года из ежегодно производимых 10 миллионов тонн газа примерно 60% приходится на Японию – это почти весь импорт СПГ из России.

Что это такое "Сахалин-2"

"Сахалин-2" – нефтегазовый проект, в рамках которого осваиваются два месторождения на северо-востоке сахалинского шельфа: Пильтун-Астохское и Лунское. Инфраструктура включает в себя три морские платформы, объединенный береговой технологический комплекс, порт "Пригородное", терминал отгрузки нефти и завод по производству сжиженного природного газа проектной мощностью 9,6 миллиона тонн в год. Большая часть СПГ, который производится на "Сахалине-2", поставляется в Японию.

Контрольный пакет проекта (50% плюс 1 акция) принадлежит "Газпрому". Японским компаниям Mitsui и Mitsubishi принадлежат пакеты в 12,5% и 10% акций соответственно. Еще 27,5% принадлежит компании Shell, которая объявила о выходе из совместных предприятий с российскими компаниями.

История проекта

Переговоры по проекту "Сахалин-2" начались еще в 1988 году. В июне 1994 года российское правительство и компания Sakhalin Energy подписали соглашение о разработке проекта, реализация которого началась спустя два года.

Первый этап проекта был ориентирован на сезонную разработку нефтяного месторождения. Сезонная добыча нефти началась летом 1999 года на производственно-добывающем комплексе (ПДК) "Витязь". До декабря 2008 года добыча производилась в безледовый период – около 180 дней.

Второй этап предполагал обеспечение круглогодичной добычи нефти и газа. Во время этого этапа была установлена морская платформа на Пильтунской площади Пильтун-Астохского месторождения и проведен монтаж платформы на Лунском газовом месторождении. Теперь нефть и газ транспортируются по 800-километровым береговым трубопроводам в Пригородное, на южную оконечность острова Сахалин к заводу по производству сжиженного природного газа и терминалам отгрузки нефти и СПГ.

Выход Shell

В конце февраля 2022 года англо-нидерландская компания Shell объявила о решении выйти из нефтегазового проекта "Сахалин-2". Такое решение было принято на фоне западных санкций против России из-за спецоперации на Украине. По данным СМИ, Shell ведет переговоры о продаже актива консорциуму индийских энергетических компаний.

Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отметил, что выход компании из "Сахалина-2" приведет к "колоссальным потерям". По его словам, получить реальную стоимость этого актива у Shell вряд ли получится. Аналогичное мнение выразил стратег "Арикапитал" Сергей Суверов. Эксперт считает, что при выходе их проекта Shell теряет деньги и ресурсы, а также ставит под технические риски дальнейшую реализацию "Сахалина-2".

Ответ Японии

В то же время Япония не планирует выходить из нефтегазового проекта "Сахалин-2", заверил министр экономики, торговли и промышленности страны Коити Хагиуда.

"Даже если нам скажут прекратить, мы не намерены", – подчеркнул японский министр.

Хагиуда назвал "Сахалин-2" концессией, над заключением которой работали предшественники. Он также отметил, что право аренды, а также оборудование для сжижения газа и его транспортировки принадлежат организациям из Японии и ее правительству.

О нежелании выходить из проекта премьер-министр Японии Фумио Кисида сообщал еще в марте 2022 года. По его словам, страна не хочет этого делать из-за заинтересованности страны в закупках энергоресурсов.

Премьер-министр Японии добавил, что "Сахалин-2" чрезвычайно важен для страны и ее энергетической безопасности, поскольку проект способствует длительным, дешевым и стабильным поставкам сжиженного природного газа.

Источник: РЕН ТВ, 31.05.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики