Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трейдеры переливают «токсичную» российскую нефть прямо в открытом море

Трейдеры переливают «токсичную» российскую нефть прямо в открытом море

Продавцы ищут способы обойти европейские санкции

Шестой пакет антироссийских санкций ЕС, накладывающий серьезные ограничения на экспорт отечественной нефти, лишь подогрел интерес покупателей к вроде бы «токсичному» сырью из РФ. Расторопные трейдеры пользуются любыми способами подзаработать на перепродаже углеводородов из нашей страны, не нарушив при этом санкционные требования Брюсселя. Как показывает практика, в ограничительной политике Запада оказалось достаточно брешей, позволяющих российской нефти, как и прежде царить на мировых рынках.

Провозглашенная политиками заморозка деловых отношений между европейскими покупателями энергоресурсов и трейдерами, торгующими российской нефтью, вынуждает последних применять все более изощренные способы обойти запреты Еврокомиссии, не нарушая при этом законы Старого Света. Вот пример, о котором поведало агентство Bloomberg: в последние числа мая в водах Атлантического океана почти в 500 километрах к Западу от португальского острова Мадейра танкер Zhen I перегрузил крупную партию нефти в трюмы супертанкера Lauren II. Морские акватории нередко используют для перемещения грузов с небольших каботажников на крупные суда, однако обычно место погрузки выбирают в более спокойных водах неподалеку от берега, чтобы снизить риски разлива топлива. Тот факт, что в данном случае сырье впервые было передано в открытом море наталкивает на мысль о попытке сторон сохранить в тайне проделанную операцию. Эксперты агентства предполагают, что таким образом международные трейдеры приобретают значительные объемы попавшей под европейские санкции российской нефти.

Эффективность «нефтяных» санкций ЕС вызывает сомнения и у издания Independent, аналитики которого указывают на двукратный рост перевозок добытого в нашей стране «черного золота» европейскими компаниями в последние два месяца. Свои услуги в основном предоставляют судовладельцы Греции, Мальты и Кипра: если в феврале принадлежащие этим государствам борта перевезли немногим больше 30 млн баррелей российской нефти, то в мае объемы увеличились почти вдвое - до 58 млн «бочек». В целом, если в начале весны греческие, мальтийские и кипрские танкеры вывозили лишь около трети нефти из российских портов, то в мае аналогичными транспортными услуги они обеспечивали уже более половины отечественных экспортеров. По мнению старшего консультанта Global Witness Луиса Годдарда, разработанные европейскими транспортными предприятиями схемы поставок российских углеводородов в любую точку планеты «делают посмешище» из санкционных претензий ЕС.

Впрочем, опыт перегрузки нефти с одного борта на другой для маскировки гражданства транспортируемого сырья широко распространен по всему миру. Как сообщает Bloomberg, фактически зеркальную операцию совершили китайские суда, загрузив две небольшие партии сырья в приморском порту Козьмино, которое затем в южнокорейском городе Йосу перегрузили на супертанкер Yuan Qiu Hu, после чего российская нефть благополучно направилась в Китай.

Еще одним каналом сбыта отечественных энергоресурсов в обход европейских санкций является Индия, которая даже не старается абстрагироваться от российского происхождения сырья. С февраля 2022 года Дели закупил в нашей стране более 62 млн баррелей нефти, что оказалось втрое больше, нежели за аналогичный период прошлого года. При этом поставки Индии в Европу выросли на 20%, в США — на 30%. «Не трудно догадаться, за счет каких ресурсов у Дели получилось существенного нарастить экспортные объемы», — констатирует эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Впрочем, в Евросоюзе тоже видят все эти манипуляции с перегрузкой сырья на посреднические суда в открытом море. Поэтому там продолжают работать над ужесточением требование к страховым компаниям, которым будет запрещено заключать соглашения с кораблями, перевозящими российскую нефть. В Брюсселе уверены, что большинство нефтетрейдеров и судовладельцем испугаются запрета на страхование танкеров и откажутся предоставлять свои услуги перевозчикам отечественной нефти, что станет «серьезным финансовым оружием, которое позволит нанести значительный ущерб экономике России». По словам главы общества взаимного страхования «Ростеха» Николая Галушина, поскольку отсутствие полиса угрожает многомиллионными штрафами, арестом и даже потерей судов, морские транспортные операторы, суда которых продолжают доставлять под иностранными флагами российскую нефть зарубежным покупателям, скорее всего, откажутся от подобных перевозок.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 07.06.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики