Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» нажал на тормоз

«Газпром» нажал на тормоз

На сколько сократятся поставки топлива по «Северному потоку»

«Газпром» на 40% снизил прокачку топлива по «Северному потоку». Как уточнили в российском концерне, это связано с задержками в работе компании Siemens. Она не вернула после ремонта несколько газоперекачивающих агрегатов, из-за чего функционировать на этом трубопроводе могут только три таких устройства. В итоге «Газпром» может прокачивать через «Северный поток» до 100 млн куб. м топлива вместо плановых 167 млн куб. м.

В результате Германия рискует остаться без значительных поставок газа, отмечает старший научный сотрудник Финансового университета Станислав Митрахович: «Как правило, летом на "Северном потоке-1" всегда проходят ремонтные работы — он даже останавливается на какое-то время. Сейчас, видимо, сроки ремонта продлят, и кто-то действительно недополучит газ. По всей видимости, это будет Германия как основной получатель топлива по трубе. Вопрос в том, насколько затянется этот процесс. Пока сказать сложно. Кстати, с точки зрения санкционного давления официально газ не входит ни в какие пакеты, поэтому, думаю, договориться в принципе реально.

Что касается возможности перекинуть на другие мощности, по Украине остался только газопровод Уренгой—Помары—Ужгород. "Союз" не используется для поставок российского газа. "Ямал—Европа" тоже, поскольку российское правительство официально в рамках контрсанкций запретило "Газпрому" это делать, поэтому я сомневаюсь, что можно будет быстренько найти альтернативные маршруты. Разве что мы отменим контрсанкции по "Ямал—Европе". Скорее концерн решит подождать, закончить ремонт, а то, что газа может не хватать, так это ваши проблемы, скажет он. В том, что будет формальный срыв контракта, я сомневаюсь».

На фоне снижения поставок через «Северный поток» цены на газовые фьючерсы в моменте росли на 10%. Заведующий отделом бизнеса газеты “Ъ” Юрий Барсуков предполагает, что поставки топлива по трубопроводу могут и вовсе остановиться: «Трем агрегатам, которые еще работают, в обозримом будущем тоже предстоит ремонт. В целом все может прийти к тому, что компрессорная станция не будет иметь исправных газоперекачивающих устройств, и, соответственно, "Северный поток" не сможет работать на проектную мощность.

Ситуация следующая: три агрегата отправили на ремонт на завод в Канаде, а она ввела санкции против "Газпрома". Кроме того, страна признала эти устройства продукцией двойного назначения, поскольку они были созданы в свое время на базе авиационной турбины. Поэтому непонятно, когда они вернутся и вернутся ли вообще.

Очевидно, "Газпром" рассчитывает, что власти Европы, прежде всего, Германии, надавят на Канаду, и агрегаты вернутся.

Нужно учесть, что Siemens, немецкая компания, отвечает за исправность этих систем, что Европа не вводила санкций против этого перекачивающего оборудования и в целом, конечно, заинтересована в том, чтобы газ продолжал идти. Думаю, весь вопрос в том, сможет ли ЕС получить согласие Канады на возврат этих устройств.

Технически альтернативы две — это газопровод "Ямал—Европа", которым пользоваться нельзя, и труба через Украину, которой пользоваться можно, но страна не принимает газ на одном из пунктов сдачи, считая, что она его не контролирует. В реальности прокачка по украинской системе примерно на 60% ниже, чем предполагается контрактом. "Газпром" может ее увеличить, если захочет. Но если "Северный поток" полностью остановится, то даже прокачка по украинской системе до того уровня, который предусмотрен контрактом, не полностью компенсирует потерю объемов через трубопровод. И это не говоря уже о том, что объемы придут не совсем в то место, в которое приходит газ из "Северного потока-1"».

Впрочем, если прокачка топлива по «Северному потоку» вскоре не вернется на прежние уровни, то Европе придется принуждать Киев возобновить транзит через закрытую станцию в Луганской области, полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. В противном случае речь и вовсе пойдет о запуске «Северного потока-2», говорит он: «В начале 2010-х через "Дружбу" подавалось и 180 млн кубов в сутки. То есть трубопровод мог фактически полностью заменить "Северный поток-1". Но сейчас "Газпром" не подтверждает техническую возможность, как было раньше, что обостряет ситуацию.

Конечно, всегда, есть возможность запустить "Северный поток-2". Но сегодня это уже политически неприемлемо для самих европейцев.

Он стоит под давлением, готов, хоть сегодня вентиль поверни. Вопрос к самим европейцам, они воспринимают это как символ недружественной России и запустят его только в самом критическом случае, если будут замерзать. Единственная техническая возможность — если Запад надавит на Украину, и та скажет: да, действительно, газопровод, который заходит через "Сохрановку", не поврежден, почему бы не качать? Это было исключительно политическое решение Киева, что в тех районах, которые он теперь не контролирует, ничего не должно быть. Но теоретически это возможно. Через Украину вполне может проходить больше 109 млн кубов в сутки, и "Газпром" за это будет платить».

Власти Германии заявили, что ситуация с поставками газа в страну стабильная. Хранилища заполнены более чем наполовину.

Авторы: Илья Сизов, Александр Рассохин

Источник: КоммерсантЪ FM, 14.06.2022 

 

 

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики