Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ленинградский СПГ «заправит» транспортную реформу в Петербурге

Ленинградский СПГ «заправит» транспортную реформу в Петербурге

Новый завод в Ленобласти будет выпускать сжиженный природный газ для автотранспорта

В Ломоносовском районе Ленинградской области построят завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Соответствующее соглашение в рамках ПМЭФ-2022 подписали губернатор региона Александр Дрозденко и председатель совета директоров ООО «Газпром СПГ технологии» Алексей Кахидзе.

Завод будет выпускать СПГ марки Б, используемый в качестве газомоторного топлива. Предполагаемый объем инвестиций в проект составляет 1,2 млрд руб. В официальном сообщении «Газпром СПГ технологии» говориться, что основными потребителями СПГ должны станут логистические и транспортные компании Петербурга и Ленобласти, в первую очередь - обеспечивающие пассажирские перевозки. Проектная мощность завода — 25 200 тонн СПГ в год, ввести эго в эксплуатацию должны в 2023 г.

По словам вице-губернатора Ленобласти Дмитрия Ялова, в первую очередь предприятие будет обеспечивать транспортную реформу в Петербурге. В ближайшие три года в Северной столице должны быть выпущены на линию 2423 новых автобуса на СПГ, но полноценной заправочной инфраструктуры для пока них нет. Сейчас автотранспортные компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, сами строят заправки. О готовности переходить на СПГ заявляли и коммерческие перевозчики, но пока их также останавливает неразвитость заправочной инфраструктуры. 17 мая председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер подписал соглашение с губернатором Петербурга Александром Бегловым на 2022-2028 гг. о расширении поставок СПГ в качестве газомоторного топлива.

В газовом топливе заинтересована и Ленинградская область. Дрозденко отметил, что в ближайшее время перевод на СПГ коснется общественного, специального и грузового транспорта. В феврале «Ведомости» уже писали, что в Петербурге и Ленинградской области не хватает производителей СПГ для внутреннего рынка. В настоящее время на территории Ленинградской области и Петербурга действует только одна общественная СПГ-заправка в Шушарах, принадлежащая компании «Новатэк».

Пока эксперты неоднозначно оценивают экономическую целесообразность использования СПГ в качестве газомоторного. Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым проектам Алексей Гривач подчеркивает, что ее эффективность будет зависеть от того, насколько синхронно сработает область в сфере создания базового спроса и инфраструктуры. Речь идет о переводе на СПГ муниципального и коммунального транспорта, проектах автономной газификации и стимулировании создания автозаправочных комплексов. Кроме того, нужно стимулировать частный бизнес покупать технику, работающую на СПГ, добавляет Гривач. Сегодня СПГ наиболее востребован в таких сегментах как дальнемагистральные перевозки, бункеровка судов и в автономная газификации. Для частного транспорта компримированный газ выглядит более простым и выгодным решением, говорит Гривач.

Независимый эксперт автомобильной и транспортной индустрии Сергей Бургазлиев также указывает, что использование СПГ может быть выгодно в таких сегментах как строительная и спецтехника, хотя модельный ряд для этих сегментов на российском рынке крайне ограничен. Само СПГ-оборудование для транспорта существенно дороже, чем то же оборудование для использования КПГ, кроме того сеть КПГ-заправок в регионе развита намного лучше, отмечает Бургазлиев. Опыта эксплуатации пассажирского транспорта на СПГ в России практически нет, но по оценке эксперта использование СПГ на пассажирском транспорте пока обходится примерно на 15% дороже, чем КПГ. «Условная цена на СПГ пока тоже выше, чем на КПГ, на 10-15% . С другой стороны, почти 2500 автобусов, которые планирует закупить Петербург – это хорошие объемы, и если «Газпром» предложит выгодную оптовую цену для города по схеме «бери или плати», то проект может быть успешным», — полагает Бургазлиев.

Что касается возможного срока окупаемости нового СПГ-завода, то по мнению Гривача это будет зависеть от загрузки и стабильности спроса. При полной загрузке проект может окупиться в течение 5-7 лет, что является вполне разумным сроком, считает эксперт. Бургазлиев говорит, что одним из ключевых якорных потребителей СПГ могли бы стать грузовые компании, однако сейчас объемы дальних международных перевозок упали примерно на 25-30%. Поэтому срок окупаемости в текущих условиях, если якорным потребителем будет только пассажирский транспорт, может составить более 10 лет, отмечает Бургазлиев.

Автор: Ефим Дубинкин

Источник: Ведомости Санкт-Петербург, 17.06.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики