Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отгрузка нефти торпедирована

Отгрузка нефти торпедирована

Обезвреживание боеприпасов времен войны осложняет работу порта Новороссийск

По данным “Ъ”, отгрузка нефти Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийске, которая уже была снижена до конца месяца, может периодически останавливаться из-за работ по обезвреживанию неразорвавшихся торпед и мин времен ВОВ. По словам источников “Ъ”, в акватории рядом с отгрузочными устройствами КТК обнаружено около 50 потенциально опасных объектов. Власти Казахстана пока ожидают, что снижение отгрузки не скажется на уровне экспорта нефти страны.

Как стало известно “Ъ”, в ходе поисковых работ вокруг объектов Каспийского трубопроводного консорциума в акватории порта Новороссийск было обнаружено более 50 объектов, которые могут оказаться взрывными устройствами времен Великой Отечественной войны (ВОВ). По данным нескольких источников “Ъ”, для проведения работ по их изучению 16 июня была полностью закрыта для движения судов акватория, прилегающая к выносным причальным устройствам (ВПУ) консорциума, что привело к остановке отгрузки. Но в Росморречфлоте “Ъ” не смогли эту информацию подтвердить, отметив, что им о подобном распоряжении неизвестно.

По данным “Ъ”, очередные работы по разминированию намечены на 20 июня.

Источники “Ъ” полагают, что как минимум до конца месяца отгрузки КТК могут идти с перебоями. О том, что изыскания продлятся до конца июня, сообщала администрация порта Новороссийск.

Мощность нефтепровода КТК протяженностью 1,5 тыс. км составляет 67 млн тонн нефти в год. Маршрут является основным для транспортировки нефти из Казахстана на западные рынки. Нефть из трубы отгружается на танкеры через морской терминал около Новороссийска, оснащенный тремя выносными причальными устройствами. КТК 15 июня сообщал, что планово останавливает работу ВПУ-1 и ВПУ-2 для обследования акватории, при этом ВПУ-3 работает в штатном режиме.

Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, сообщил, что в прошлом году и начале этого года в районе ВПУ-1 и ВПУ-2 было обнаружено порядка 200 гидроакустических и 50 магнитных целей, некоторые были идентифицированы как потенциально взрывоопасные.

«Начало спецоперации не позволило завершить все работы. Известно, что некоторые из этих предметов находятся на расстоянии менее 100 метров от подводного нефтепровода, идущего к ВПУ. Работы действительно очень опасные»,— отметил он. Три торпеды времен ВОВ уже были обезврежены 15 июня во внутренней акватории порта Новороссийск.

КТК уже останавливал работу двух ВПУ меньше трех месяцев назад, когда они были повреждены во время шторма. По оценкам экспертов, за три недели ремонтных работ мировой рынок потерял около 1 млн баррелей нефти в сутки.

В казахстанском участнике КТК «Казмунайгазе» на запрос “Ъ” не ответили. Но министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков заявил, что временная приостановка отгрузки нефти с двух ВПУ не скажется на экспорте нефти из страны. Он пояснил, что с 1 июня по 15 июля крупное каспийское месторождение Кашаган также находится на плановом ремонте, а для транспортировки сниженных объемов одного ВПУ достаточно.

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отмечает, что для России даже полная остановка прокачки по КТК не станет большой проблемой. Казахстан сможет перенаправить часть нефти через систему «Транснефти» на экспорт через порты Балтики либо через нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан в Турцию.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 18.06.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики