Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тайный заговор: что происходит с ценами на топливо в Литве

Тайный заговор: что происходит с ценами на топливо в Литве

 

Пока литовское правительство хвалится своей энергонезависимостью перед другими странами, граждане вынуждены ездить за продуктами и топливом в другую страну, потому что так дешевле.

 

На днях президент Литвы Гитанас Науседа выступил в Сейме с третьим годовым отчетом. Глава республики затрагивал как внутреннюю политику, так и внешнюю.

Во время своего выступления он также затронул тему российской специальной военной операции на Украине, антироссийские санкции и достижение Литвы – энергетическую независимость. С трибуны президент призвал страны ЕС и НАТО "освободиться от российского энергетического диктата".

Действительно еще 20 мая литовские власти приняли решение отказаться от импорта российской электроэнергии, а вступило в силу решение два дня спустя. В начале апреля Минэнерго Литвы заявило, что страна полностью ушла от российского газа и нефти.

Несмотря на гордое событие для литовского главы, граждане были в шоке от цен, которые наблюдали на заправках и в коммунальных счетах. Согласно данным Global Petrol Prices, на 13 июня стоимость за литр дизельного топлива составила 1,999 евро, средняя стоимость бензина – 2,143 евро.

Литовцы вынуждены ездить за топливом в соседнюю страну. После того, как Белоруссия открыла безвизовый режим и разрешила вывозить продукты и другие товары, за исключением определенного списка товаров из перечня Совмина, количество въезжающих из Литвы возросло.

По словам представителя таможенного департамента республики, поток машин увеличился в пять раз. Только за сутки на двух блокпостах, в Лаворишкес и Шальчининкай, из Белоруссии въехало 638 и 475 машин соответственно.

Как отметили в таможне, в основном люди отправлялись за продуктами, горючим и сигаретами. В редких случаях – навещали родственников.

Однако в этих действиях литовских властей наблюдается множество противоречий – показательно отказать от энергоресурсов, чтобы граждане ездили тратить свои деньги в другую страну, где все дешевле.

В разговоре с Baltnews ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович упомянул, что у Литвы действительно есть такое противоречие – с желаниями или амбициями с одной стороны, экономическими реалиями с другой стороны.

"Если бы Литва хотела показать пример всем остальным странам в Европе, можно было разорвать все торговые и дипломатические отношения с Россией, но она этого не делает. Значит сама, получается, ведет себя недостаточно последовательно", – рассказал Митрахович.

Он отметил, что соседи Литовской Республики – Латвия и Эстония – не спешат разрывать торговые отношения с Россией, в том числе в сфере энергетики.

На небывалый рост цен на топливо уже начали жаловаться и литовские депутаты. Мэр Паланги Шарунас Вайткус был возмущен тем, что стоимость бензина выше с каждым днем.

"Цены на горючее растут каждый день. Они выше, чем в Германии. Для сравнения: цены в Литве и в Германии сегодня. Может, стоит пересмотреть акцизы, как это сделали немцы? Чтобы хоть как-то стабилизировать рост цен?" – написал политик в своих социальных сетях.

Как отметил Митрахович, чтобы пополнять литовский бюджет, акциз должен остаться прежней.

"Акциз – розничные налоги. Это то, что дает возможность либо пополнить бюджет в первую очередь, либо еще есть вариант: акцизы могут вводиться на какие-то товары, которые воспринимаются как роскошь, чтобы их меньше было. Если пойти по пути снижения акцизы, автомобили будут более доступны, но как минимум пострадает бюджет", – объяснил эксперт.

Однако литовские власти пересматривают бюджет в сторону увеличения поставок военной помощи, а не в сторону помощи литовцев. Митрахович считает, что, в том числе поэтому, отказываться от акциза Литве было бы нерационально.

"Бюджет надо наполнять, если его часть расходуется на поддержку Украины. Это их выбор. Поскольку украинский кризис затягивает, я думаю, всем странам придется пересматривать свои бюджеты, прописывать, в том числе, и военные расходы. А как на это будет смотреть население, надо смотреть не в моменте, а на протяженности, там, через три месяца, через шесть месяцев, через год, через два", – уточнил ведущий эксперт.

Из-за цен на топливо дорожает абсолютно все. Как рассказал представитель литовской ассоциации автомобильных перевозчиков, в ближайшее время цены на услуги взлетят на 20% и более. Это может спровоцировать рост цен на товары и услуги, необходимые для обычной жизни. Точных прогнозов о будущем всех местных рынков на данный момент литовские эксперты не дают.

Источник: Baltnews Литва, 18.06.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики