Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФАС – и лает, и кусает?

ФАС – и лает, и кусает?

ФАС не устраивает то, какими темпами снижаются цены на российских заправках. По мнению руководителя ведомства Игоря Артемьева, цены должны падать с вдвое большим усердием. Очередная волна разбирательств с нефтяниками подкреплена известием о миллиардных штрафах по итогам необоснованного повышения цен в 2009 году. Однако довольно странной выглядит команда "ФАС" в условиях, когда с начала 2011 года решением властей были повышены акцизы на нефтепродукты, по крайней мере, если это касается бензина. Повышение акцизов первоначально хотели "компенсировать" отменой транспортного налога, но сейчас об этой мере почему-то не вспоминают. Между тем, "Единая Россия" в разных городах пикетирует "бензиновых спекулянтов". "Борьба пчел против меда", – лишь разводят руками эксперты.

Команда "ФАС" пока не приносит желаемых результатов, это признают и в антимонопольном ведомстве. Цены на топливо не падают столь активно, как хотелось бы.

Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе Росстата, за период с 8 по 14 февраля цены на бензин автомобильный остались на уровне предыдущей недели, на дизельное топливо - снизились на 2,4%. Еще неделей ранее – с 31 января по 6 февраля – цены, в основном, росли. Увеличение средних цен на бензин автомобильный тогда было зарегистрировано в 52 центрах субъектов Российской Федерации.

Отметим, что знаковое совещание Путина по вопросам ТЭК прошло в Петербурге 9 февраля, когда премьер поручил антимонопольщикам разобраться с повышением цен. Недовольство премьер-министра вызвало то, что за последние два месяца отпускные цены на дизельное топливо выросли более, чем на 35%. По итогам 2010 года цены на бензин выросли на 20%. И только за третью неделю января дизельное топливо подорожало на 44 коп.

По словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, снижение цен на заправках в настоящее время идет недостаточными темпами. На АЗС крупных вертикально интегрированных компаний снижение составило в среднем не два, а один рубль. При этом снижение в опте составило 2 тыс. руб.

Руководитель ФАС напомнил, что в рамках первой и второй волны дел против нефтяников штрафы за повышение цен на нефтепродукты превысят 15 млрд руб. и что деньги уже перечисляются в бюджет, сообщает РБК.

Между тем, отметим, что с 1 января 2011 года были увеличены ставки акцизов на нефтепродукты.

Справка: В 2011 году размер акцизов на бензин, не соответствующий стандарту евро-3, 4, 5, составляет 5995 рублей за тонну, евро-3 - 5672 рубля за тонну, евро-4 и евро-5 - 5143 рубля за тонну. На дизельное топливо, не соответствующее стандартам евро-3, 4, 5, установлена ставка акциза в размере 2753 рубля за тонну, на дизельное топливо стандарта евро-3 - 2485 рублей за тонну, на дизельное топливо евро-4 и евро-5 - 2247 рублей за тонну. На моторные масла действует ставка акциза в размере 4681 рубль за тонну.

Ранее сообщалось, что с повышением акцизов будут освобождены от транспортного налога автомобили с двигателем до 150 лошадиных сил, которыми пользуется большинство населения. Но в итоге правительство решило ничего не отменять.

Как рассказал Накануне.RU замдиректора информационно-аналитического центра "Кортес" Павел Строков, воздействие акцизов действительно имело место, но, главным образом, в случае с автобензинами, а не дизельным топливом.

"Воздействие акцизов вполне понятно, явное увеличение составило 1 руб. плюс НДС на литр каждого нефтепродукта. Это было обозначено уже давно, все об этом знали, плюс к этому акцизы были проиндексированы на 10%, это постановление об ежегодной индексации в 2010 году было принято. Все остальное – это рыночная составляющая", – рассказал он.

По его словам, поскольку реальная торговля, как ее принято понимать на рынке, происходит только в оптовом звене, то результаты этой торговли и были тем механизмом, который подвинул стоимость дизельного топлива так высоко вверх.

"Если рассматривать ситуацию по бензину, то тут вариант был более щадящим и укладывающимся в те рамки, которые выставлял мировой рынок. По дизелю ситуация вышла за эти рамки, после чего и произошли эти обсуждения на уровне правительства, результатом чего явилось то, что если не все, то часть акцизов нефтяники фактически согласились возместить, и мы увидели снижение цен, при том, не только дизельного топлива, но и автобензинов, которые в пределах акциза и выросли", – отметил эксперт.

Отвечая на вопрос об обоснованности призывов властей снижать цены после того, как сами власти и повысили акцизы, он отметил: "Я не говорю, что главную роль повышение акцизов сыграло повышение по всем нефтепродуктам. Это касается бензинов. С дизелем ситуация немного другая. Это явилось результатом процесса рыночных отношений на базисе оптовой торговли. Это и мировой рынок, и некоторая разбалансированность нашего рынка по спросу и предложению в декабре, это и потенциальный рост экспортной пошлины, который должен был состояться в декабре".

Несколько иной позиции придерживается гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: "Повышение акцизов, скорее, используется нефтяными компаниями для оправдания роста. Они ищут некие аргументы, и как только этот аргумент появляется, они автоматически повышают стоимость. Только за первые недели января авиакеросин подорожал более чем на 20%. Я думаю, что в основе удорожания нефтепродуктов в России лежит монопольная структура рынка".

Вертикально-интегрированные компании контролируют все, отмечает он, – от скважины и до бензозаправки, у нас нет фактически независимой нефтепереработки, и 80% всей переработки принадлежит крупным вертикально-интегрированным компаниям.

"Да, акцизы выросли, но я убежден, что это было поводом, отмашкой, так же, как "рост мировых цен на нефть". Мы знаем, что налоговая структура в России такова, что удорожание нефти никак не сказывается на наших нефтяных компаниях, и стоимость нефтепродуктов в России с мировым рынком, по большому счету, никак не коррелируется. С производством нефтепродуктов абсолютно нерыночная ситуация, хотя сами нефтяники, конечно, давно нанимают консультантов, экспертов, которые рассказывают, что главная проблема – это налоговая система России, но я убежден, что налоговая система – не главная причина этого. Кстати, отмечу, что в планах правительства – дальнейшее увеличение экспортной пошлины на нефтепродукты. Это приведет к тому, что у нас еще экспортные пошлины на нефтепродукты вырастут, это будет означать, что у нефтяников появится еще один дополнительный аргумент, чтобы наращивать стоимость нефтепродуктов", - сказал Константин Симонов в беседе с Накануне.RU.

Что касается штрафов, выписываемых нефтяникам, то Константин Симонов предлагает дождаться, когда они поступят в бюджет. Другой вопрос, что карману автолюбитилей это вряд ли поможет, скорее, все произойдет с точностью до наоборот.

"Сейчас Артемьев получил отмашку от Путина – и началась новая волна. Выписываемые штрафы – это существенные деньги, я просто хотел бы дождаться того момента, когда ФАС действительно оштрафует нефтяную компанию на значительную сумму, и деньги со счета нефтяной компании перейдут в госбюджет. Но пока антимонопольная гора рождает антимонопольную мышь. Но даже если деньги дойдут до бюджета, то та же компания "Газпромнефть" задумается о том, как бы с автолюбителей дополнительно срубить денег. Пока не будет решена фундаментальная проблема на уровне переработки, ничего не изменится", – сказал Константин Симонов

Отметим, что накануне поступило новое предложение, которое якобы должно помочь снизить цены на бензин. Заключается оно в том, что госпредприятия будут закупать топливо на бирже. Эксперт Павел Строков отмечает, что нет прямой зависимости между биржевыми закупками и снижением цен.

"Я не знаю, насколько это позволит сделать цены более низкими, я бы не проводил прямой параллели между биржевой торговлей и низкими ценами, но то, что они будут более рыночными – это несомненно", – сказал он.

Как ни странно, в этой ситуации власти забыли о ранее обещанном механизме, который мог бы компенсировать рост цен. Никто не вспоминает про возможность отмены транспортного налога.

"Партия власти обещала убрать транспортный налог взамен акцизов на бензин, однако остался и транспортный налог, и акцизы на нефтепродукты выросли. При этом, позволили регионам в десять раз повышать этот налог. Только, зная господина Кудрина, даже если регион снижает транспортный налог, то региону никто выпадающие доходы не компенсирует. И то, что сегодня "ЕР" в ряде городов пикетирует высокие цены на заправках - это называется "пчелы против меда". Давайте посмотрим, кто финансирует "ЕР" и вы увидите, что все нефтяные компании, все олигархические структуры как раз и являются генеральными спонсорами партии власти", – рассказал Накануне.RU депутат Госдумы Александр Бурков.

Он добавил, что в настоящее время не все граждане-автолюбители почувствовали серьезный рост цен, коснулось это главным образом тех, кто заправляется дизтопливом. Однако парламентарий видит в этом опасность того, что рост цен на "соляру" приведет к удорожанию продовольственных товаров. В итоге все это снова ударяет по карману граждан. Однако в этой ситуации может обнадежить тот факт, что уже через месяц начнет выпускаться летнее дизельное топливо, и оно будет превалировать над зимним в процессе торгов и закупки. Стоимость летнего топлива ниже, и можно ожидать снижения цены по этой причине, говорят эксперты.

Источник: Накануне.RU, 18.02.2011 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики