Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выйти в дамки: как Россия обойдется без западных газовых турбин

Выйти в дамки: как Россия обойдется без западных газовых турбин

В ходе прошедшего на прошлой неделе ПМЭФ было заявлено о серьезных планах по увеличению производства и экспорта российского СПГ. Вопрос немаловажный, учитывая текущую экономическую ситуацию, требующую нетривиальных решений.

БОЛЬШЕ СПГ

Россия может увеличить мощности по производству сжиженного природного газа (СПГ) до 100 млн тонн в год, заявил вице-премьер страны Александр Новак на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 17 июня.

Он отметил, что в настоящее время этот показатель составляет 30 млн тонн, но есть "решения от компаний", которые позволят увеличить выпуск этого продукта в ближайшие несколько лет примерно на 34 млн тонн в рамках программы по ускорению импортозамещения.

При этом Россия, как указал вице-премьер, могла бы увеличить экспорт СПГ в те страны, в которых будет расти потребление природного газа.

А первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин заверил, что новые российские проекты в данному сегменте могут быть запущены не более, чем на один-два года изначально намеченных сроков.

В свою очередь, Леонид Михельсон, председатель правления компании "Новатэк", являющейся ключевым российским поставщиком СПГ, заявил в ходе ПМЭФ, что ускорение организации производства импортозамещающей продукции для производства этого продукта требует активной государственной поддержки. Так, объем необходимого финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в рамках импортозамещения он оценил в 24 млрд рублей.

Михельсон выразил уверенность, что в ближайшие годы начнется ускоренный ввод новых проектов в сегменте СПГ в связи с ростом цен на мировом рынке, и "окно возможностей" для реализации российских объемов "будет уменьшаться". А отсутствие любого критически важного оборудования делает ввод в эксплуатацию соответствующих проектов невозможным.

БОРЬБА КОНЦЕПЦИЙ

"Надо сказать, что в течение многих лет в России шла борьба концепций восприятия будущего мирового рынка газа, — напоминает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. — Была так называемая "партия СПГ" которая утверждала, что СПГ — это будущее рынка, что надо этим заниматься. Соответствующие проекты получили колоссальные льготы и привилегии. Известный случай: завод "Ямал СПГ" был построен с большими налоговыми льготами, с поддержкой из ФНБ".

Государство, как отмечает эксперт, взяло на себя огромные расходы, в том числе — на строительство ледоколов, инфраструктуры.

"И это рассматривалось как важная часть "прыжка" в "газовое будущее", а "Газпром" со своими трубами воспринимался как этакая архаичная компания", — говорит Симонов.

Хотя и госконцерн тоже стал заниматься этим направлением, уточняет он. Достаточно вспомнить проект создания крупного комплекса по переработке этансодержащего газа и производству СПГ в районе Усть-Луги (Ленинградская область).

"На самом деле, эта тема с 2014 года включала вопрос относительно вероятных санкций, — напоминает глава ФНЭБ. — Было подозрение, что введут рестрикции, из-за которых производить СПГ самостоятельно мы не сможем. Этот вопрос задавался". Но главный вопрос — насколько рентабелен СПГ по отношению к трубопроводному энергоносителю, отмечает Симонов. С экспорта СПГ, к примеру, не платится экспортная пошлина, напоминает он. "Сейчас, правда, говорят: был бы у нас СПГ — мы бы его направляли, как нефть, на другие рынки, — говорит он. — Но вопрос: а почему у нас нет СПГ? Как мы будем производить 100, 120, а тем более 140 млн тонн в год? Какие будут технологические решения?"

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ

Проблему Симонов видит в том, что в "досанкционный" период в этом сегменте все делалось "как удобно": после получения государственных льгот за рубежом заказывались инжиниринг и оборудование. "Все услуги оказывали иностранцы, крупнейшие поставщики — зарубежные, — указывает эксперт. — Можно посмотреть на "Ямал СПГ", чтобы понять, сколько там российского. Все крупнейшие поставщики этого проекта — иностранные. На "Ямал СПГ 2" — примерно такая же картина".

Это было удобно, делает вывод специалист. "Льготы от государства большие, а российские поставщики — проблемные", — перечисляет он. И такую позицию можно было понять. Так, глава "Новатэка" Леонид Михельсон в прошлом году, рассказывая про ситуацию с российской технологией "Арктический каскад", жаловался, что все поставщики оборудования подвели, напоминает Симонов.

"Ясно, что для российских поставщиков эти технологии — новые, с ними "возиться" надо, мучиться, — говорит эксперт. — Конечно, проще договориться с теми же итальянцами, взять у них турбины, инженерные решения". Так проще, признает он. Однако сейчас Baker Hughes, к примеру, отказалась поставлять в Россию оставшиеся три турбины, указывает глава ФНЭБ.

РЕШЕНИЯ

Главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин отмечает, что сейчас наблюдается фактическая заморозка новых проектов в сегменте СПГ на неопределенный срок. "Выход — либо создание своих технологий, НИОКР, о чем говорит Михельсон, либо привлечение партнеров, которых не остановит риск вторичных санкций США, — считает эксперт. — На первое уйдут годы. Поэтому интерес Saudi Aramco может дать шанс на относительно скорую реализацию "Арктик СПГ 2". Компания и раньше интересовалась проектом, напоминает Кокин. "Просто условия вхождения, видимо, ее не удовлетворяли", — допускает он.

Однако проблема не ограничивается проектом "Арктик СПГ 2", указывает гендиректор ФНЭБ.

"Что сейчас должно измениться, чтобы мы смогли поставлять больше СПГ? Комплекс мы можем сделать под ключ с инжинирингом? Сложновато", — иронизирует Симонов.

Конечно, СПГ — важная составляющая развития, соглашается специалист. Но если это опять будет корпоративным проектом отдельных игроков, суть которого сведется просто к нескончаемой выдаче государственных льгот, то сложно будет рассчитывать на успех, считает он. "Мне кажется, отечественное производство СПГ должно стать общегосударственной идеей, — рассуждает эксперт. — Я понимаю, что это не должно быть сугубо "корпоративной историей", учитывая ситуацию, когда без трех турбин не может быть запущен выполненный на 90 процентов проект".

То есть Симонов предлагает кардинально изменить подход к проектам в сфере производства СПГ, сделав его общенациональной энергетической программой.

"Необходимо не просто деньги найти и выделить. Свои задачи должны быть в рамках этой программы создания общенациональной технологии строительства крупнотоннажных производств СПГ у "Газпрома", у "Новатэка", — считает он. — А минэнерго должно выступить в роли организатора". Но вначале необходимо проанализировать допущенные ранее в этой области ошибки, ни в коем случае не уповая на иностранных консультантов, резюмирует специалист.

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 20.06.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики