Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Курс доллара приблизился к 50 рублям

Курс доллара приблизился к 50 рублям

После резкого обесценения в марте 2022 года до исторически минимальных значений рубль начал устойчиво укрепляться и находится на уровнях, наблюдавшихся последний раз в первой половине 2015 года. Один доллар на Мосбирже стоит немногим более 53 рублей, один евро - 56 рублей. При этом слишком крепкий рубль не нужен экспортерам и бюджету, слишком слабый - покупателям импортных товаров.

Укреплению рубля, несмотря на санкционное давление, способствует значительный приток экспортной выручки в условиях высоких цен на сырьевые товары при существенном сокращении импорта из-за санкций, отмечает директор центра изучения проблем центральных банков РАНХиГС Павел Трунин. Существенную роль в укреплении нацвалюты и стабилизации платежного баланса сыграли введенные жесткие ограничения на движение капитала, которые даже пришлось ослаблять из-за стремительного укрепления рубля. Так, требования по обязательной продаже экспортной выручки снизились с 80 до 50%, а 10 июня были отменены. Также, например, была отменена комиссия за покупку иностранной валюты на бирже, смягчены лимиты по переводам валюты за границу физлицами.

По его словам, укрепление рубля несет в себе риски, связанные со снижением валютной выручки в рублевом эквиваленте российских компаний - экспортеров сырья, падением конкурентоспособности российского экспорта, а также снижением доходов государственного бюджета. Однако укрепление рубля снижает издержки ввоза импорта в РФ, что особенно важно в условиях удорожания логистики и необходимости поиска новых маршрутов ввоза критического импорта в Россию, отмечает Трунин.

В этой связи ведется активная дискуссия о комфортном для экономики курсе рубля и мерах экономической политики, способствующих его достижению. Так, оптимальным для экономики курс доллара в 70-80 рублей называли первый вице-премьер Андрей Белоусов и глава Минэкономразвития Максим Решетников. По мнению Трунина, возвращению валютного курса рубля к уровням около 70 рублей за доллар будет способствовать постепенный рост импорта по мере налаживания новых логистических цепочек и поставок по параллельному импорту, а также снижение поступлений в Россию экспортных доходов по мере снижения цен и расширения санкций. "В то же время текущие уровни курса рубля способствуют сглаживанию шока резкого удорожания импортных товаров для российских экономических агентов", - говорит Трунин.

Укрепление рубля создает некоторые риски для пополнения бюджета. Основные его доходы сейчас - поступления из нефтегазового сектора. В первую очередь это выплаты по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлине. В 2021 году нефтегазовые доходы бюджета составили 9,1 трлн из 25,3 трлн рублей. В 2022 году их доля увеличилась еще больше из-за роста цен на нефть и газ. 

Рассчитываются эти налоги относительно экспортных цен наших углеводородов в долларах, но выплачиваются в рублях по установленному курсу. В результате при укреплении рубля объем поступлений в бюджет становится меньше, чем если бы курс рубля оставался неизменным или падал. Даже не учитывая мартовский пик падения рубля, с начала года его курс укрепился на 29%. За счет роста цен на нефть и газ доходы бюджета от их добычи и экспорта также растут, но из-за укрепления рубля более низкими темпами.

В свете этого совсем неудивительными кажутся две инициативы Минфина, активно обсуждающиеся сейчас в прессе, - о временном повышении НДПИ для "Газпрома" (об этом сообщил РБК) и корректировке демпфирующего механизма на топливном рынке в сторону уменьшения выплат нефтяным компаниям (об этом сообщил "Коммерсантъ"). Надбавку к НДПИ предлагается ввести с 1 сентября по 30 ноября - пик добычи и отправки газа на экспорт в Европу. Она может дать бюджету дополнительно 416 млрд рублей.

По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, Минфин хочет изъять в бюджет часть сверхприбыли, которую "Газпром" получает от рекордных экспортных цен. Сейчас есть значительный рост по сравнению с прошлым годом, так как в первой половине прошлого года цены в Европе были еще достаточно низкими. Но есть риски сокращения поставок как косвенное воздействие санкций. Неизвестно, как будет выглядеть экспорт и доходы от него осенью, когда Минфин собирается изымать доходы. Также компания намерена выплатить рекордный объем дивидендов за прошлый год, половина из которых должна поступить в распоряжение Минфина, отмечает эксперт.

Точные параметры корректировок демпфера неизвестны. Компании получают эти выплаты как частичную компенсацию за поставки топлива на внутренний рынок по сниженным ценам относительно экспортных котировок бензина и дизеля. Но сейчас экспорт топлива затруднен из-за проблем с поставками в Европу, а внутренний рынок для нефтепереработчиков стал более привлекательным. При этом выплаты по демпферу нефтяным компаниям из бюджета за пять месяцев составили 1,06 трлн рублей, что уже в полтора раза превышает расходы казны по этой статье за весь 2021 год. Проблема в том, что снижение выплат может привести к уменьшению объемов переработки, а поскольку большая часть нефтеперерабатывющих заводов (НПЗ) принадлежит добывающим компаниям, то и к снижению добычи нефти, то есть падению выплат по НДПИ в бюджет.

Сейчас получается, что предложенный государством механизм постоянно требуется донастраивать таким образом, чтобы государство не делало слишком большой налоговый вычет нефтяным компаниям, отмечает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Постоянные изменения в правилах игры в нефтяной отрасли не идут российскому рынку на пользу, считает он. Эксперт допустил, что корректировка демпфера в сторону уменьшения выплат может привести к росту цен на топливо независимыми игроками на рынке, на которых государство не может влиять напрямую.

На запрос "РГ" в Минфине не ответили.

Авторы: Роман Маркелов, Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 23.06.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики