Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Совместные климатические проекты сблизят Россию и Китай

Совместные климатические проекты сблизят Россию и Китай

Перспективы «зеленых» проектов стали в нашей стране загадочной темой, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов, добавив, что первоначально они были заточены под сотрудничество с ЕС.

Китай может реализовать климатическую политику

На двадцать пятом Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) прошла дискуссионная панель «Поворот на Восток 3.0: азиатский вектор в экономике», на которой эксперт в области изменения климата Владимир Лукин озвучил российские риски.

Потенциал азиатских стран по декарбонизации ниже европейского, на них приходится чуть более трети выбросов CO2, а основная масса принадлежит Китаю.

«Результаты декарбонизации будут зависеть от Китая», – утверждает Лукин.

Присутствуют значительные различия между китайской и европейской климатическими повестками: если в ЕС данный тренд объясняется энергетикой – европейцы рассчитывают с помощью него отказаться от импортозависимости, в первую очередь от РФ, – то в основе китайской стратегии лежат другие вещи.

Базисами для Китая являются уровень жизни и развитие экономики.

«В России существуют две иллюзии по Китаю: первая, что там все спокойно в плане климата, вторая, что наш углеродный рынок будет спокойно интегрирован в китайский и вообще нас там ждут одни пряники», – отмечает Лукин.

Однако углеродные рынки не демонстрируют особого стремления к интеграции: это можно наблюдать только на примере соглашения США и Канады, а также в Евросоюзе.

В других странах данные процессы идут самостоятельно, а европейцы вычурно пытаются извлечь из этого института прибыль, планируя различные тарифы и налоги на энергетический экспорт из России и других стран мира.

Аналогичные решения возможны в Китае, и данный момент нужно учитывать.

Перспективы климатической политики в РФ неясны

«Перспективы “зеленой” повестки являются загадочной историей. Одним из главных доводов в пользу продолжения данного тренда в России является тезис, что Китай и Индия находятся в русле глобального энергетического перехода. На этом основании делается вывод: если мы сегодня откажемся от углеродной повестки, то не сможем продавать на индийский и китайский рынки российские энергоресурсы», – заключает Перов.

До февральских событий мы планировали интегрироваться в западную климатическую политику и продавать в ЕС созданный за счет переработки газа «голубой» водород и дешевые углеродные единицы, которые в РФ можно создавать за счет лесных проектов.

После введения новых антироссийских санкций данный путь для нас закрыт, и теперь наша страна вынуждена корректировать стратегию.

«В случае Индии важна не только нефть, но и продукция металлургической отрасли, но я полагаю, что Китай вряд ли пойдет на реализацию жесткой климатической повестки даже ради сохранения европейского рынка», – констатирует Перов.

Европейцы собираются ввести CBAM (EU Carbon Border Adjustment), с помощью которого они планируют достичь климатических целей путем регулирования международной торговли.

Основным его объектом станут ввозимые в Евросоюз товары, на которые будут вводиться пошлины в случае, если они произведены в странах, где нет климатической политики и существуют большие выбросы CO2.

Изначально в качестве основных объектов давления предполагались Россия и Китай.

Кооперация с Китаем возможна

«По всей видимости, Китай с помощью РФ займется “гринвошингом”: Пекин, кооперируясь с Москвой, будет делать вид, что сокращает углеродный след своей продукции, облегчая себе работу на европейском рынке», – резюмирует Перов.

Конкретный механизм непонятен, но в Китае такие поползновения есть.

«Сегодня по большому счету не до климатической повестки, но в нашей стране эту тему продолжают активно раскручивать. Едва ли не главным доводом здесь является то, что Китай пойдет по тому же пути, что и европейцы», – заключает Перов.

Только это сомнительно: Китай известен тем, что сокращал выбросы CO2 сугубо на бумаге.

«Будет странно реализовывать климатическую повестку на основании тезиса, что иначе китайцы не будут закупать у нас продукцию. Перспективна другая схема, когда китайцы закупают “климатически нейтральную” продукцию в РФ и отчитываются этим перед ЕС при продаже продукции более высокого передела», – констатирует Перов.

От климатических проектов РФ не откажется, но цели здесь нужно ставить реальные.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 26.06.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики