Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Потолок цен на газ для РФ. В чем проблемы этой инициативы, обсуждавшейся на саммите G7?

Потолок цен на газ для РФ. В чем проблемы этой инициативы, обсуждавшейся на саммите G7?

В экспертной среде говорят, что не очень понятно, как именно Запад будет определять цены на углеводороды и кого это кроме России может коснуться. Кроме того, Москва в ответ может ограничить поставки энергоресурсов

Запад сейчас обсуждает потолок цен, за которые потребители будут покупать российские нефть и газ. Как сообщило Reuters со ссылкой на неназванного представителя администрации США, лидеры «Большой семерки» поручат своим правительствам провести консультации с некими странами по установлению предельных цен на нефть. Но о каких странах идет речь — неизвестно. Равно как неизвестна и позиция тех самых государств, которым G7 намеревается диктовать цены на энергоносители.

В свою очередь Bloomberg написало, что «семерка» поручит своим профильным министерствам изучить возможность введения предельных цен на газ. И здесь еще непонятнее — как можно вводить такой потолок, когда многолетние контракты давно подписаны. И в случае, если кто-то захочет в одностороннем порядке изменить цену, то продавец, то есть «Газпром», может просто прекратить поставки, замечает замгендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:

«Честно говоря, затрудняюсь сказать, что они имеют в виду, потому что, как они сами говорили, у нас есть контракты и надо контракты исполнять. Если по контракту не придет соответствующая сумма денег, будут ограничены поставки. Поэтому введение какого-то потолка цен для российского газа, для всех потоков газа, который поступает в Европу, фактически не будет работать. Это будет формой эмбарго, которое они, насколько я понимаю, пытались все-таки избежать».

Но куда интереснее конкретные цены, о которых может идти речь. Стоимость нефти определяют компании, которые добывают и продают сырье своим партнерам. Цена может быть разной, но в любом случае она привязана к биржевым котировкам. И если, например, российские продавцы из-за санкций дают скидку покупателям, то этот дисконт определяется от биржевой стоимости сырья. Но, кстати, если взять данные нашего Минфина за январь–май, то цена на российскую марку Urals по сравнению с тем же периодом 2021 года выросла больше чем на треть. Газ продается по долгосрочным контрактам. Они тоже привязаны к биржевым ценам, но с лагом до нескольких месяцев. И парадокс в том, что G7 хоть и обсуждает потолок, но сейчас газ на европейской бирже стоит примерно 1500 долларов за тысячу кубометров, «Газпром» же продает топливо значительно дешевле, говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:

«Цены контрактов «Газпрома» меньше тысячи долларов за тысячу кубометров, поэтому, конечно, предложение установить предельные цены на газ не очень логично. Цена по контрактам «Газпрома» ниже спотовых цен, и поэтому, в общем-то, механизм ценообразования отличается от механизма образования нефтяных цен. Но и также предельные цены на газ нарушают условия контрактов «Газпрома» с европейскими потребителями».

Конечно, для нас все это тоже может пройти не безболезненно. Раз мы добываем энергоресурсы, то их нужно кому-то продавать, и если прежний покупатель изменит условия, то придется либо с ним соглашаться, либо искать нового. Но пока не ясно, кого еще могут коснуться возможные меры стран G7. Как, например, быть с Катаром, который должен был стать альтернативным поставщиком газа в Европу. Как писали СМИ, это государство поставило условие: сделка сразу на 20 лет. И такой вариант в Европе посчитали слишком жестким. Но тогда чем в принципе Катар отличается от России, которая тоже всегда настаивала на долгосрочных контрактах. У Европы, правда, было другое мнение — цены должны быть привязаны к биржевым. Но сейчас, если верить сообщениям, позиция изменилась, и она ныне больше похожа на то, что в течение десятков лет проходила наша страна — искусственное ограничение цен. А о рыночных законах, похоже, временно забыли. Цены же, судя по всему, при желании, можно взять с потолка.

Источник: BFM.RU, 28.06.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики