Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейский клещ: Польша судится с «Газпромом» и пытается отжать норвежский газ у Германии

Европейский клещ: Польша судится с «Газпромом» и пытается отжать норвежский газ у Германии

Немцы обещают делиться газом с соседями до первых заморозков в своих квартирах

Германия заявила о готовности в случае необходимости поставлять газ из своих хранилищ в соседние страны. Но это больше походит на политический блеф. Немцы не переступят через свой пресловутый прагматизм, не станут делиться газом с соседями по Евросоюзу, если зимой гражданам ФРГ в своих квартирах придется надевать поверх двух свитеров еще и пальто. А к этому, похоже, все идет.

Вице-канцлер ФРГ, министр по делам экономики и защиты климата Роберт Хабек сообщил, что Германия заполняет свои хранилища, в том числе и для того, чтобы делиться энергоресурсами с Чехией, Австрией и при определенных обстоятельствах с Польшей и Францией.

Эти иллюзии вице-канцлера явно основаны на перспективах от ожидаемого партнерства в энергетической сфере (в том числе — поставки СПГ) ФРГ с Катаром, который Роберт Хабек посетил в марте, а в мае была подписана соответствующая декларация. 

Однако подписание реального договора споткнулось на жестких требованиях Катара, среди которых, по информации агентства Рейтер, именно запрет Германии перенаправлять газ в другие страны Европы.

— Германия только декларирует, что она будет делиться газом с соседями. Но это, скорее, такой элемент риторики, чем реальные намерения, — считает ведущий эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

— На словах немцы, конечно, поддерживают некие западные ценности, которые долго-долго постулировались. Например, что рынки должны быть едины, что должны быть свободные перетоки энергоресурсов с одних рынков на другие. И вся антимонопольная политика, и все антимонопольное законодательство Евросоюза направлены именно на свободный переток. Плюс к этому, нынешняя политическая ситуация подталкивает их к подобному заявлению.

Поскольку в европейском дискурсе постоянно звучит, что главная задача, которую поставил перед собой Владимир Путин, это разделить Запад. И вот поэтому им надо сделать все, чтобы не разделиться, что они вот таким образом противодействуют России. И поэтому они будут друг другу помогать, чтобы сорвать коварный план России о разделении европейских стран.

В чем смысл этого «плана» — там особо не объясняется, но они на этом сильно настаивают.

«СП»: — Европейская взаимовыручка выдержит испытание практикой?

— На практике мы можем увидеть как раз-таки обеспечение самих себя необходимым газом. И вопреки всем обещаниям, благим намерениям, у немцев могут возникать с соседями довольно щекотливые ситуации.

В частности, та же самая Польша намеревается лишить Германию тех объемов газа, которые немцы получают сейчас из Норвегии. Потому что к 1 октября будущего года Польша планирует запустить газопровод Baltic Pipe, который вроде как идет из Норвегии, но начинается не на каком-то норвежском месторождении, а просто в другом газопроводе — Euro Pipe 2, который идет из Норвегии в Германию.

И поскольку Норвегия добычу газа не увеличивает, то получается, что надо либо заполнять газопровод Baltic Pipe, либо продолжать поставлять газ по Euro Pipe 2 в Германию. Либо Польша обеспечивается норвежским газом, либо Германия. То есть, это взаимоисключающие варианты.

К настоящему моменту поляки нашли чем заполнить газопровод Baltic Pipe только на 3 млрд. кубов, а его мощность — 10 млрд. кубов. И получается, если поляки договорятся с норвежцами о поставке еще 7 млр. д кубов, то именно этот объем газа уйдет с рынка Германии. То есть, у них уже сейчас есть жесткая конкуренция друг с другом.

Поэтому трудно говорить о том, как они в подобной ситуации будут друг другу помогать. Поэтому, если случится такой кризис, что будет риск реального отключения своих потребителей, то, я думаю, там мы вполне можем увидеть протекционистские меры, которые будут запрещать экспорт газа либо на законодательном уровне, либо это будет некий неформальный протекционизм.

Например, Германия возьмет и выдаст своим компаниям субсидию, чтобы они могли переплачивать за доступные объемы газа и сделать так, чтобы соседи просто не могли тягаться с ними в цене. А формально все будет хорошо выглядеть, то есть, пожалуйста, может быть свободный переток, его никто не ограничивает — в Польшу, Голландию, в любые другие страны, но вы должны купить этот газ.

При этом немецкие компании смогут дать денег больше, чем компании других стран. А больше они смогут дать потому, что их могут субсидировать. Поэтому на самом деле этот вопрос довольно щекотливый. И, я думаю, если припрет, то любая страна будет всячески удерживать газ, если встанет вопрос — а кто замерзнет? Дать своим гражданам газ или гражданам соседних стран? Конечно, все будут думать, прежде всего, о своих.

«СП»: — Иск Польши к «Газпрому» имеет юридические перспективы?

— Поляки исходят из формальных оснований — они считают, что у них был подписан контракт, который должен был закончиться в конце 2022 года, а сейчас разорван досрочно. Точнее, с точки зрения Польши, Газпром не исполняет этот контракт.

Со своей стороны, Газпром считает, что это Польша его не исполняет и привела к его срыву. Поляки считают, что по контракту они имеют право рассчитаться за поставки в долларах. А «Газпром» их предупреждал, что если не сделаете расчеты в рублях, то тогда мы вам газ больше не поставим. И, соответственно, поставки прекратил.

Хотя поляки пытались оплатить газ в долларах. И каждая из сторон считает, что другая допустила нарушение. Польша считает, что надо было существовать в рамках старого контракта и расплачиваться в оговоренной валюте, а «Газпром» считает, что раз был указ президента РФ перевести все расчеты в рубли, то компания не может не исполнить указ президента.

То есть, это обязательный для исполнения «Газпромом» акт. Ведь в Европе приняли санкции — вот это и это делать нельзя, и никто из европейских компаний не нарушает эти требования. Также и «Газпром» поясняет: нашу компанию законодательно обязали действовать так-то и так-то.

Это не зависящее от компании обстоятельство, то есть изменения в контракте укладываются в пункт форс-мажора. При форс-мажоре «Газпром» не может исполнять по-прежнему этот договор, но предлагает полякам, что, если они согласятся изменить в этом договоре пункт о валюте расчета, тогда, соответственно, российская компания поставит им газ.

Поэтому в рамках судебного разбирательства «Газпром» будет настаивать на том, что для него наступил форс-мажор, а Польша будет настаивать, что никакого форс-мажора не было, и «Газпром» мог принимать валюту в прежней версии контракта.

И они вот так будут перекладывать друг на друга ответственность, все это продолжаться в течении несколько лет, поскольку арбитражные разбирательства длятся очень долго. В конечном итоге вердикт, скорее всего, будет такой.

Арбитраж может посчитать, сколько стоил объем газа, который поступал в Польшу в соответствии с контрактом по ценам Газпрома, и сколько он стоил по факту для поляков, когда они его импортировали уже после прекращения поставок из России.

И если бы цены «Газпрома» оказались для польской компании более выгодными, то, соответственно, эту разницу «Газпром» обяжут вернуть. Но опять же, это займет несколько лет, и это если некий арбитраж будет необъективен.

Хотя для «Газпрома» более выгоден вариант, чтобы арбитраж признал, что у российской компании наступил форс-мажор, что она действительно не могла рассчитываться в иностранной валюте, поскольку государство это ей запретило и обязало принимать оплату за газ только в рублях. Вот такая история.

«СП»: — То есть, об объективном рассмотрении этой тяжбы нет и речи?

— Вряд ли кто-то встанет на сторону «Газпрома» в данном случае. Мы видели, что арбитражи в Европе политизированы. Но там опять же вопрос, что они собираются взыскать с «Газпрома»? Ну, вот, не будет он отдавать деньги, и что они сделают, как с него эти деньги взыщут? Отберут газ? Так на территории Польши нет газпромовского газа. Транзит через Польшу больше не идет.

Поэтому тут возникает еще вопрос, а как они собираются арестовывать какое-то имущество «Газпрома» в счет погашения этого «долга»? Ведь «Газпром» и так уже лишился всех активов в Европе, где у компании была куча дочек — все они теперь «Газпрому» неподконтрольны. Хотите, арестовывайте их — пожалуйста.

Автор: Валерий Цыганков

Источник: Свободная пресса, 28.06.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики