Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша потребовала от России компенсацию: эксперт раскрыл подноготную газового конфликта

Польша потребовала от России компенсацию: эксперт раскрыл подноготную газового конфликта

Правомерны ли новые претензии Варшавы

Варшава, отказавшаяся оплачивать российский газ в рублях, намерена потребовать от Москвы компенсацию за понесенные убытки. Наша страна перекрыла поставки голубого топлива польским потребителям в апреле, и Варшаве с тех пор приходится закупать необходимые кубометры на бирже по ценам существенно выше, нежели зафиксированным в контракте с «Газпромом». Поляки угрожают дойти до суда, чтобы возместить финансовый ущерб, который, по их мнению, нанесла российская монополия. Насколько правомерны очередные газовые претензии недружественной страны к России, «МК» рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

- Польша хочет выставить «Газпрому» счет за прекращение поставок голубого топлива. Если монополист откажется от выплаты компенсации, дело может дойти до суда. В чем суть конфликта?

- «Ямальский контракт», по которому «Газпром» осуществлял поставки углеводородов в Польшу, завершается в конце 2022 года. Однако в апреле российская монополия выдвинула ультиматум, предполагающий переход оплаты топлива на рубли. Платить в российской валюте Варшава отказалась, после чего экспорт газа в Польшу был остановлен. Для закрытия внутреннего спроса полякам пришлось покупать сырье по спотовым контрактам на биржевом рынке, цены на котором были явно выше, нежели прописанные в долгосрочном соглашении с «Газпромом». В связи с этим Варшава и собирается выставить счет российской монополии, чтобы компенсировать свои дополнительные затраты за энергоносители.

- Но ведь поляки сами отказались от импорта сырья, так почему же сейчас они требуют от «Газпрома» возместить издержки?

- Именно в этом и заключается юридический парадокс. Как Польша в своих исковых претензиях, так и «Газпром» в своем ответном слове могут сослаться на форс-мажор, то есть на обстоятельства, хотя и возникшие не по вине контрагентов, однако требующие принудительного исполнения. Варшава утверждает, что цены в долгосрочном соглашении прописаны в валюте (долларах или евро), и настаивает на выполнении Россией засвидетельствованных документально обязательств, требуя при этом неустойку. Польские притязания выглядят вполне убедительно, поскольку Варшава выполняет постановление Евросоюза: если было сверху дано указание не идти на уступки России, то оплачивать поставки энергоресурсов по новой схеме нет резона, даже несмотря на заключенный контракт.

«Газпром» в свою очередь парирует, что также выполняет политический приказ - а точнее, указ президента Владимира Путина, предполагающий оплату поставок «голубого топлива» в недружественные страны исключительно в рублях. Обе стороны считают изменения в своих законодательствах форс-мажором, условия которого они должны выполнить.

- Кому поверят европейские арбитражи и о какой компенсации может идти речь?

- Нетрудно представить, что суды будут ориентироваться на геополитические разногласия между ЕС и Россией в целом, поэтому, скорее всего, поддержат польских истцов. Размер компенсации предстоит вычислить по следующей формуле. Варшава не получает российский газ с апреля. Условно за точку отсчета можно будет взять цену голубого топлива, который поляки закупили на спотовом рынке начиная со II квартала до момента окончания долгосрочного контракта с «Газпромом», то есть до конца 2022 года. Разница и должна составить размер компенсации. Утвержденная судом сумма возмещения экономического ущерба станет понятна в декабре, когда можно будет оценить, насколько выросли цены на голубое топливо во второй половине года. Теоретически, требования Варшавы о моральной компенсации должны быть отвергнуты.

- Если к Варшаве присоединятся другие европейские страны, которые отказались платить за газ в рублях, то иск может стать коллективным? Чем это грозит нашей стране?

- Можно предположить несколько сценариев развития ситуации с судебными разбирательствами России с импортерами, которые отказались оплачивать голубое топливо в рублях. Во-первых, оппоненты нашей страны могут подождать, когда будет принято первое арбитражное решение относительно компенсации по таким требованиям. Если вердикт будет в пользу Варшавы, то это станет прецедентом, на основе которого в дальнейшем будут рассматриваться последующие юридические споры. Во-вторых, остальные отказавшиеся от оплаты в рублях страны могут подавать самостоятельные иски с аналогичными требованиями, которые будут рассматриваться не в параллельном, а в последовательном режиме. Правда, и первый, и второй варианты самим судебным процессам скоротечности не прибавят. Каждый из этих исков, наверняка, будет подаваться в различные арбитражные инстанции, поэтому чисто с технической точки зрения только документооборот рискует занять от нескольких месяцев до нескольких лет. В-третьих, государства, также как и Польша отказавшиеся на переход оплаты газа в рублях, могут объединиться в коллективный иск, который может оказать гораздо большее давление на арбитражи, склоняя представителей суда одобрить компенсационные челобитные требования.

- У «Газпрома» будет чем ответить?

- В свою пользу юристы монополии смогут предоставить существующие прецеденты, в соответствие с которыми многие европейские страны и компании согласились перейти на обслуживание газовых договоров с Россией в рублевом эквиваленте. Чья из точек зрения будет превалировать в окончательном судебном постановлении, предполагать сложно, однако очевидно, что даже в самом худшем случае никакие штрафные санкции, которые могут назначить арбитражи ЕС, вряд ли перекроют доходы «Газпрома» от экспорта сырья, ставящие сейчас по своему объему исторические рекорды.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 29.06.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики