Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Имущество оператора нефтегазового проекта «Сахалин — 2» передали государству

Имущество оператора нефтегазового проекта «Сахалин — 2» передали государству

Акционеры «Сахалина — 2» — в том числе британо-голландская Shell и японские компании. На каких условиях они могут остаться в России или же уйти?

Имущество, права и обязанности компании — оператора проекта по производству СПГ «Сахалин — 2» перешли к государству. Об этом свидетельствует указ президента. Иностранные участники проекта смогут в нем остаться, а если откажутся, то их доли будут проданы.

По большому счету Россия на примере «Сахалина — 2» тестирует новые взаимоотношения с иностранными компаниями из недружественных стран. Оператор газового проекта «Сахалин энерджи» был зарегистрирован на Бермудских островах. Но, согласно указу президента, эту компанию заменит российское ООО. «Газпром», который сейчас контролирует «Сахалин энерджи», получит в этой компании пропорциональную долю. И по точно такому же сценарию акции предложат иностранным компаниям — это японские гиганты Mitsui и Mitsubishi и британо-голландская Shell.

Если же они не захотят получить свои доли, то они будут проданы, а деньги переведут на спецсчета. Но это не значит, что иностранцы их сразу получат. Сначала правительство проведет аудит, выяснит, не бы ли нанесен России ущерб. Если да, то определит сумму, которую потом вычтет. И тут уже простор для фантазии большой — был ли ущерб и какой именно. То есть у иностранных компаний, возможно, будут шансы лишиться какой-то части своей собственности в России. Или же остаться при своих, просто дать согласие на получение доли в российском ООО и работать исключительно в рамках российского права. Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Теперь нынешними действиями Россия ставит вопрос, что те, кто заявил, прежде всего Shell, о том, что уходит из этого проекта, они как кот, который долго мяукал перед дверью, ему дверь открыли, а он не уходит. Или вы подтверждаете, что остаетесь, и тогда вы предпринимаете действия, в данном случае переоформление своей доли на новое российское юридическое лицо, либо, если вы и дальше продолжаете ничего не делать, просто останетесь за бортом этого проекта и де-факто из него уйдете. А государственная компания либо «Газпром» уже самостоятельно сможет продать эту долю дружественным компаниям, компаниям из дружественных стран, либо из Китая, либо из Индии. Ничего не меняется для иностранцев, нужно только подписать бумаги».

В Shell пока не отреагировали на новые правила, там их пока оценивают. И в то же время заявляют, что компания всегда действовала в интересах «Сахалина — 2». Но еще в конце февраля корпорация сообщила о выходе из совместных с «Газпромом» проектов, включая «Сахалин — 2». Японские участники, как пишут СМИ, сейчас опасаются, что новые условия могут быть для них невыгодными и компании не смогут получать ту прибыль, что получали раньше. А также предполагают, что подобные меры могут распространить и на другие проекты в России, где участвуют японские компании, в том числе «Сахалин — 1» и «Арктик СПГ — 2».

Для Японии в первую очередь очень важен «Сахалин — 2», потому что большая часть производимого там сжиженного природного газа как раз поступает в эту страну, что логично, учитывая географическую близость. И этот газ покрывает почти 9% потребностей Японии в СПГ. И, кстати, в отличие от Shell, японские компании не планировали покидать проект, напоминает замдиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

«Японские компании не собирались уходить из «Сахалина — 2», и, более того, японское правительство настаивало на том, чтобы они оставались. Но это связано с тем, что «Сахалин — 2» обеспечивал гарантию надежных и относительно дешевых поставок СПГ на японский рынок — порядка 6 млн тонн в год. А Япония всю свою стратегию энергетическую выстраивает вокруг гарантированных поставок, чтобы продукция этих проектов шла преимущественно на японский рынок».

Вполне вероятно, что новые правила будут применять и для других международных проектов в России. То есть иностранцев и дальше могут ставить перед выбором: либо они продолжают работать у нас и получать прибыль, либо если они хотят уйти по политическим причинам, то придется продавать акции. И еще неизвестно, по какой цене. Но показательно заявление Александра Шохина — глава РСПП недавно сообщил, что зарубежные компании, продающие российские активы, получают половину от их рыночной стоимости. Что подтвердил и глава Минфина Антон Силуанов: просто так продать активы иностранцам здесь не разрешают. Сначала нужно получить согласие профильного ведомства. И лишь после этого возможна продажа, но с дисконтом не менее чем 50%.

Для нас, конечно, важно, чтобы ключевые партнеры не уходили, так как они не только получают прибыль, но еще и делятся своими технологиями, а для иностранцев уход — это финансовые потери. И как весной писала Financial Times, выход Shell из «Сахалина — 2» может стать для британцев кошмарным и потерять компания может до 5 млрд долларов. Зато есть выбор. Когда против России вводили санкции — нам выбора не оставили.

Источник: BFM.RU, 01.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики