Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Деньгам нашли применение получше

Деньгам нашли применение получше

Почему акционеров «Газпрома» оставили без дивидендов

Власти заберут у «Газпрома» 1,25 трлн руб., которые могли пойти на выплаты акционерам. Минфин подтвердил, что речь идет именно об этой сумме. 30 июня Госдума фактически одобрила изъятие у монополиста сверхдоходов через разовое повышение налога на добычу полезных ископаемых. Еще 29 июня такую же сумму «Газпром» планировал направить на выплату дивидендов, как и рекомендовал совет директоров. Почему власти резко изменили правила игры? И куда пойдут изъятые средства? Разбирался Даниил Бабкин.

«Газпром» ежегодно щедро вознаграждал акционеров и с какого-то момента тратил не менее половины своей чистой прибыли на дивиденды. В этом году они должны были стать рекордными не только для компании, но и для всего российского фондового рынка. Совет директоров рекомендовал выплатить по 52 руб. на акцию, всего — 1,25 трлн руб. А государство, владеющее контрольным пакетом монополиста, в таком случае получило бы около 600 млрд руб. Но в середине июня Минфин придумал схему поинтереснее. Ведомство подготовило поправки в Налоговый кодекс, чтобы изъять сверхдоходы «Газпрома». И в СМИ, и в самом законопроекте упоминались 416 млрд руб., и инвесторы рассчитывали, что это не сильно повлияет на размер дивидендов.

Реальность оказалась намного суровее: государство получит половину прибыли компании, то есть более 1 трлн руб. Но, кажется, внимательно текст поправок читали немногие акционеры, говорит независимый эксперт Борис Луцет: «Налоговый период по НДПИ — месяц. Это общая норма 26 главы, и она не меняется этим законопроектом. Поправки вносятся в статью, которая определяет порядок уплаты налога. Поправка предусматривает, что сумма, о которой все говорили, 416 млрд руб., уплачивается дополнительно за налоговый период, начало которого приходится на сентябрь, октябрь и ноябрь. За три налоговых периода получится 1,248 трлн руб.»

Речь идет именно об этой сумме, подтвердил 30 июня Минфин. И есть сомнения, были ли когда-нибудь в российской истории столь внушительные изъятия сверхприбыли. В итоге государство вместо 600 млрд руб. дивидендов получит в два раза больше. И именно этот фактор повлиял на решение о невыплате акционерам, говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «С одной стороны, Минфин говорит, мол, ребята, сами понимаете, какая ситуация в стране, а вы все равно вроде как с деньгами, давайте снова скидывайтесь в бюджет. Отрасль отвечает: слушайте, мы под санкциями, нас везде бьют, давайте будем искать какие-то компромиссы.

Думаю, разрешение "Газпрому" не выплачивать дивиденды — один из таких компромиссов. Потому что раньше Минфин жестко настаивал на том, чтобы госкомпании отдавали в виде дивидендов не меньше 25%».

Против выплаты дивидендов проголосовали держатели почти 51% акций «Газпрома» — это лишь немногим больше доли правительства в компании. Замглавы «Газпрома» Фамил Садыгов объяснил решение тем, что у концерна сейчас другие приоритеты, а именно газификация регионов, реализация инвестпрограммы и подготовка к предстоящей зиме. Впрочем, собеседники “Ъ FM” видят в этих словах некоторое лукавство. Более очевидная причина — грядущие проблемы компании из-за падающего экспорта в Европу, считает генеральный директор «Арикапитал» Алексей Третьяков:

«Ухудшение финансового состояния "Газпрома" в связи с переводом европейских потребителей на платежи за газ в рублях и с новостями об ограничении дальнейшего экспорта в Европу из-за проблем с газопроводами. Но, конечно, решение было принято достаточно коряво. Пострадали просто российские миноритарии и национальные инвесторы. Я надеюсь, что "Газпром", посчитав еще раз бюджет, позже соберется и выплатит дивиденды в меньшем объеме».

Впрочем, снижение экспорта газа в Европу может быть долгосрочным планом давления на Запад, не исключают эксперты. Тогда нежелание компании платить дивиденды понятно — с каждым месяцем ее прибыль будет все меньше. Отчасти это подтверждается и действиями самого «Газпрома», говорит заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

«Здесь движение с двух сторон. 8 стран из 23, которые потребляли российский газ, от него уже отказались, и мы видим серьезные попытки к снижению импорта со стороны многих других государств, в том числе Германии и Италии, наших ключевых потребителей.

С другой стороны, и "Газпром" не спешит увеличивать поставки, и складывается впечатление, что он пытается их снизить. Это видно хотя бы по тому, как мало он прокачивает сейчас через Украину».

Куда пойдет 1,25 трлн руб. и зачем Минфину понадобилось столько денег именно сейчас — другой вопрос. Может быть, на восстановление новоприбывших территорий. В этом свете интересно, удовлетворится ли правительство разовой выплатой от монополиста в этом году или будет повышать НДПИ для «Газпрома» постоянно.

Автор: Даниил Бабкин

Источник: КоммерсантЪ FM, 01.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики