Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иноземцам предложили сжижать газ на Сахалине по-русски

Иноземцам предложили сжижать газ на Сахалине по-русски

Владимир Путин подписал указ о смене оператора СПГ завода «Сахалин-2», оставив японцев с голландцами не у дел

Президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому имущество компании Sakhalin Energy Investment Company Ltd., которая была оператором одного из старейших в России проектов по сжижению газа на шельфе Сахалина, будет передано в безвозмездное пользование новому российскому оператору «Сахалин-2». Акционерами «Сахалин Энерджи» являлись «Газпром» (50% акций плюс одна акция), британско-голландский концерн Shell (27,5% акций минус одна акция), а также японские группы компаний Mitsui & Co. (12,5% акций) и Mitsubishi (10% акций).

В указе президента «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» говорится, что такая мера необходима для защиты национальных интересов и экономической безопасности России, а также из-за «угрозы возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера». Эти риски возникли из-за «нарушения некоторыми физлицами и юрлицами обязательств» по освоению месторождений «Сахалина-2».

В указе подробно прописан и юридический механизм передачи имущества в госсобственность. Так, «Газпром» сохранит свою долю в операторе, получив ту же долю в новом ООО, а вот доли остальных акционеров «Сахалин энерджи» перейдут в собственность нового общества. При желании остальные акционеры могут также сохранить свои доли — для этого они должны течение месяца предоставить правительству РФ согласие на получение доли в ООО. 

Если они этого не сделают или их заявка по каким-то причинам не будет принята правительством, после оценки стоимости долей они должны быть проданы в течение четырех месяцев. При этом средства от продажи передадут бывшим акционерам не сразу, а после того, как правительство проведет аудит их деятельности и определит размер ущерба, нанесенного иностранными участниками соглашения. Средства будут доступны им лишь после списания суммы ущерба со спецсчета.

На новое ООО для «Сахалина-2» будет действовать только российское право, споры вокруг реализации проекта могут быть разрешены в Арбитражном суде Москвы, а не в международных инстанциях.

По данным Международной группы экспортеров СПГ (GIIGNL), по итогам 2021 года на «Сахалине-2» было законтрактовано 9,2 млн т (12,7 млрд куб. м) сжиженного природного газа (СПГ). При этом около 5 млн т — японскими компаниями. Крупнейшими покупателями являются корейская Kogas и японская Jera, приобретающие по 1,5 млн т (2,1 млрд куб. м) СПГ ежегодно.

В Японии указ Владимира Путина оценили сдержанно. Премьер страны Фумио Кисида заявил, что он не означает, что поставки СПГ будут сразу же остановлены. Он также добавил, что теперь Токио необходимо тщательно продумать дальнейшие шаги. Тем временем, акции японских компаний-совладельцев оператора нефтегазового проекта «Сахалин-2» снижаются на торгах 1 июля на Токийской фондовой бирже. Бумаги Mitsui & Co падают на 6,11%, котировки Mitsubishi — на 5,62%. В Shell, в свою очередь, сообщили, что пока «оценивают» требования в указе президента РФ.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, в свою очередь, сообщил, что Кремль не видит рисков остановки поставок СПГ на фоне указа о смене оператора «Сахалин-2». Он также добавил, что указ по «Сахалину-2» не станет примером для национализации компаний с иностранным участием, каждый случай будет рассматриваться отдельно.

Как считает политолог Марат Баширов, решение по «Сахалину-2» — это тонкая юридическая работа, так как Россия формально только меняет оператора, а не национализирует предприятие. Если старые акционеры захотят сохранить свои доли, они могут это сделать, вот только управлять, продавать и монетизировать добытые ресурсы будет уже российский оператор.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович предположил, что указ по «Сахалину-2» должен подтолкнуть иностранных акционеров, особенно японских, окончательно определиться, продолжат ли они бизнес в России или уйдут из страны. Скорее всего, этот проект был выбран в качестве «пилотного», так как в его случае смена статуса может пройти максимально безболезненно для России.

— Поставки сжиженного природного газа с «Сахалина-2», скорее всего, продолжатся. Авторский надзор компании Shell над технологией двойного хладагента, которую они в свое время изобрели и поставили туда, уже не нужен, потому что завод работает более 10 лет. Думаю, за это время там наладили работу, и если компания уйдет из проекта, это ни на чем не скажется.

Сама компания Shell неоднократно говорила, что хочет уйти из России, вопрос в том, в какой форме и сможет ли она продать свои активы. Текущие организационные преобразования как раз и подталкивают Shell ускорить принятие решения о том, что они хотят делать — продать свои доли российскому акционеру со скидкой, продать их индийскому или китайскому акционеру, естественно, тоже со скидкой, или просто дожидаться, пока их активы будут национализированы. Указом по «Сахалину-2» мы даем им понять, что пора определяться — хотели уходить, так уходите.

«СП»: — А что с японскими акционерами?

— Как мне кажется, что они постараются в проекте остаться. Они неоднократно говорили, что заинтересованы в продолжении работы, тем более что Япония получает 8% газа от «Сахалина-2», и отказываться от него нерационально.

Если они все-таки уйдут, это вообще не проблема. Туда зайдут, например, китайцы, и будут выгодно поставлять газ себе. Дело в том, что перенаправить газ с «Сахалина-2» элементарно, в этом регионе Азии и Юго-Восточной Азии много потребителей, которые готовы купить этот товар. Это намного проще, чем найти альтернативных покупателей для газа, который идет в Европу по трубам.

Это решение по «Сахалину-2», опять же, подталкивает японцев определиться и остаться в проекте, переоформив свое участие с учетом нового юридического лица. Раньше «Сахалин Энерджи» был зарегистрирован на Бермудах, теперь будет оформлен в России, что намного лучше с учетом текущей политической конъюнктуры.

«СП»: — Почему процесс национализации, точнее, смены оператора, начали именно с «Сахалина-2», там были какие-то технологические риски?

— Если бы Shell слишком быстро ушла из этого проекта и все бросила, был риск, что технологически завод не будет работать, как следует, думаю, это имелось в виду в части указа о возможности возникновения угрозы технологического характера. Что касается других нефтегазовых проектов с иностранным участием, Дмитрий Песков прав в том, что к каждому из них нужно подходить отдельно, так как все они разные по технологиям, экономике, местоположению, странам-участникам и правовому режиму. Одни проекты работают по соглашению о разделе продукции, другие — вне его и так далее.

Как мне кажется, в «Сахалине-2» это решение направлено на японцев, которые не хотят выходить из бизнеса. Также мы можем предложить выкупить долю другим игрокам — китайцам, индийцам, хотя им придется предоставлять скидки, но это предмет переговоров. Можно оставить этот проект и с чисто российским участием.

С другими проектами сложнее, особенно с трубопроводными. Поэтому, как мне кажется, наши власти сначала решили взять тот вес, который проще поднять.

«СП»: — Вы сказали, что уход иностранных компаний не должен вызвать проблему в операционной работе «Сахалина-2». И все же, возможны ли какие-то трудности с обслуживанием завода, с оборудованием?

— Я, конечно, не инженер «Сахалина-2», но, думаю, что проблем с продолжением работы завода возникнуть не должно, потому что технология Shell была запущена более 10 лет назад и откатана за этот срок.

С другой стороны, как известно, у нас есть сложности с турбинами. Компании не любят сообщать об этом раньше времени, так что мы не знаем, какова ситуация в этом плане у «Сахалина-2», есть ли риски остаться без технологических авторских надзоров или нет. Мне кажется, вероятность того, что «Сахалин-2» продолжит работу намного выше, чем вероятность, что не сорвется проект «Арктик-СПГ-2».

Вот там проект находится на стадии строительства, оборудование еще не все завезено, и как его доводить до ума не совсем понятно. А «Сахалин-2» уже давно работает, и о нем можно волноваться в меньшей степени. Хотя нельзя обещать, что месяцев через восемь «Газпром» не заявит, что какая-нибудь турбина, которая была импортной, нуждается в обслуживании, и провести его своими силами невозможно.

Собственно, поэтому я всегда выступал за то, чтобы российские компании не соревновались друг с другом в иностранных проектах, а совместными усилиями под эгидой правительства создавали собственные технологии крупнотоннажного сжижения, производства турбин и тому подобного.

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 03.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики