Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Уйти нельзя остаться. Смогут ли японцы и американцы попрощаться с Сахалином

Уйти нельзя остаться. Смогут ли японцы и американцы попрощаться с Сахалином

Указ российского лидера о замене действующего оператора проекта "Сахалин — 2" взбудоражил умы зарубежных наблюдателей, и громче всех оказался слышен голос из Японии. "Прайм" решил разобраться, что на самом деле означает решение президента и какие может иметь последствия.

УКАЗ

Президент России Владимир Путин 30 июня подписал указ о применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере. В соответствии с этим документом, компания Sakhalin Energy — оператор нефтегазового проекта "Сахалин-2" — будет заменена на новое, российское юридическое лицо. Меры применяются в отношении иностранных лиц "в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуаций природного и техногенного характера, угрозой жизни и безопасности людей, угрозой национальным интересам и экономической безопасности РФ".

В рамках проекта "Сахалин — 2" осваиваются два нефтегазовых месторождения на северо-востоке сахалинского шельфа — Пильтун-Астохское (преимущественно нефтяное) и Лунское (преимущественно газовое). Инфраструктура включает три морские платформы, объединенный береговой технологический комплекс, терминал отгрузки нефти и завод по сжижению природного газа проектной мощностью 9,6 млн тонн в год. В капитале оператора — SakhalinEnergy — 50% плюс одна акция принадлежит "Газпрому", 27,5% минус одна акция — Shell, 12,5% и 10% — соответственно Mitsui & Co. и Mitsubishi Corporation.

Японское издание Kyodo прокомментировало это событие в достаточно эмоциональной форме, указав, что потеря компаниями из Страны восходящего солнца прав на участие в проекте вызовет резкое удорожание природного газа на внутреннем рынке и, вследствие этого, подорвет экономику Японии.

НЕ СЕЙЧАС

Впрочем, мяч сейчас на половине поля иностранных инвесторов, уверен руководитель медиацентра Институт развития технологий ТЭК (ИртТЭК) Дмитрий Коптев. От их решений будет зависеть дальнейшее участие в "Сахалине — 2". А сейчас делать выводы и строить прогнозы рано, рассуждает эксперт. "Япония отказалась поддержать решение о запрете на покупку российской нефти, — отмечает он. — Ну как отказалась — сказала, что сделает это, но не сейчас, как Скарлет О'Хара, которая "подумает об этом завтра". Полагаю, и сейчас будет сделано все, чтобы сохранить поставки энергоносителей, в которых страна крайне нуждается".

Заместитель руководителя направления "Экономика отраслей ТЭК" ЦСР Сергей Колобанов отмечает, что потенциальные поставщики и транзитеры природного газа давно рассчитывают на новые инвестиции в инфраструктурные проекты, которые "были не очень привлекательны, но благодаря ажиотажу получают шанс на реализацию". Однако завершение новых проектов потребует времени, а в условиях безусловного дефицита газа на мировом рынке, в том числе в сжиженном состоянии, дополнительные объемы нужны прямо сейчас. И потеря японской стороной доли в "Сахалине — 2" действительно могла бы вызвать у нее большие проблемы.

Иностранные компании вынуждены взвешивать между плохим и очень плохим вариантом, указывает эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Игорь Галактионов.

"Вопрос лежит в политической плоскости, поэтому здесь сложно что-то прогнозировать", — резюмирует он.

НЕ НУЖНО ПАНИКИ

Однако в Японии напрасно ужаснулись новому указу президента России, уверен ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности (ФНЭБ), эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

"Панику тут, наверное, разводить не нужно", — говорит он в эфире "Вести ФМ". Если внимательно почитать указ, то японцам не о чем особо беспокоиться, указывает специалист. "В указе написано, что если раньше существовало Sakhalin Energy, то теперь будет зарегистрировано в России новое юридическое лицо, новое ООО, и все перейдет туда, все, что было зарегистрировано в рамках этого проекта, — рассказывает он. — Но и права и обязанности тоже перейдут к этому лицу". А ключевая обязанность — это выполнение контракта, в рамках которого должен поставляться сжиженный природный газ (СПГ), уточняет Юшков. И когда японцы выражают опасение по поводу дальнейшей судьбы "Сахалина — 2", то они, по всей видимости, ведут речь о вероятном отказе нового юридического лица поставлять газ в Японию, допускает эксперт. "Но новое юридическое лицо не отказывается поставлять газ в Японию, и дефицита у них не возникнет", — говорит он. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от японских компаний, убежден специалист. Но новые собственники в течение нескольких месяцев должны подать заявление, в котором они укажут, что хотят получить долю в новой компании-операторе проекта. "Эта история — не против японских компаний, — резюмирует он. — Идите и заявите, что вы хотите дальше участвовать в проекте". Ничего при этом доплачивать не нужно, добавляет Юшков. Все сохранится: и поставки, и дивиденды, указывает он. 

Совсем иная ситуация сложилась с другим инвестором "Сахалина — 2", американской компании Shell, рассказывает эксперт. "С самого начала нашего кризиса с европейцами, с Западом, [представители Shell] начали говорить, что "мы обязательно уйдем из России, все вот мы уходим-уходим, уже вот сейчас, почти оделись, идем", — иронизирует представитель ФНЭБ. — Но в реальности они поступают как кот, который просится выйти, ему дверь открывают, а он не уходит. То есть они несколько месяцев говорят, что распродадут все активы, но ни одной сделки мы до сих пор не увидели". Исключение составили АЗС, которые американская сторона продала "Лукойлу", уточняет Юшков. А выходить из наиболее крупных, наиболее прибыльных активов, включая долю в сахалинском проекте, Shell явно не собирается, делает вывод он.

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 04.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики