Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Ничья" нефть

"Ничья" нефть

Англия сделала ход конем. Найдя лазейку в конвенции Организации объединенных наций (ООН) по морскому праву от 1982 г., британское Министерство иностранных дел (МИД) готовит заявку, согласно которой хочет претендовать на природные богатства антарктического шельфа, пишет The Guardian. Вслед за Россией, Канадой и Данией, Великобритания осознала, что сырьевое будущее планеты Земля покоится подо льдом.

Перспективные запасы нефти сосредоточены в труднодоступных местах. «Лёгкая» нефть практически заканчивается, это факт. Но «тяжёлой» нефти ещё много – правда, добраться до неё непросто. По мере того, как запасы «лёгкой» нефти будут сокращаться, будет происходить развитие технологий добычи нефти там, где до сих пор её не добывали – в том числе и во льдах. И эта нефть, конечно, будет очень востребованной.

Но на сегодняшний день технологии ещё не достигли достаточного уровня. Сами-то технологии уже есть, но в промышленных масштабах они пока не используются. Например, есть технологии, которые позволяют бурить до пяти тысяч метров (Россия осуществляла такое бурение во Вьетнаме, причём в сложных условиях). Главное - перспективы есть, поэтому сейчас страны занимаются скорее «пиарским» бурением – важно застолбить территорию.

В случае с Британией это в большой мере является ответом на установку российского флага на Северном полюсе. Естественно, все стремятся показать, что у них тоже есть подобные претензии. Поэтому бурение – в данном случае английское – носит декларативный характер. Важно показать, что «это наша территория»

Сейчас система мирового права во многом рассыпается. Оказалось, что есть территории, которые никак не урегулированы. Государства начинают действовать по принципу первопроходца: сначала поставим флаг, потом будем разбираться. В принципе, именно так действовала в северном полушарии Россия, так же действует в южном полушарии Великобритания.

Ещё один пример – Шпицберген. Россия мотивирует свои претензии на эту территорию тем, что добывает там уголь. И это – основной аргумент, предъявляемый Норвегии.

Конечно, борьба будет очень серьёзной, договориться будет сложно. Не исключаю, что будет действовать право сильного – кто первый займёт территорию (и попытается отстоять при помощи силы) – тот и окажется прав. Понять перспективы пока сложно, поскольку есть немало территорий, которые ни за кем не закреплены. В эти правовые «дыры» страны и будут лезть.

То же самое будет происходить с Мировым Океаном. В нём тоже можно найти немало перспективных месторождений в «ничьих» местах. У каждого государства, конечно, есть береговая линия – двухсотмильная экономическая зона – но что делать, если будут открываться перспективные месторождения вне этих зон? Кому они будут принадлежать? Сейчас об этом ещё не задумываются, потому что пока нет технологий, способных обеспечить разработку нефтяных месторождений буквально «посреди океана». Но в перспективе 20-30 лет ситуация изменится, и конфликт вокруг этих «белых пятен» - Арктика, Антарктика, Мировой Океан – будет очень драматичным.

Договариваться придётся с нуля – никаких особых конвенций на этот счёт нет. Уверен, что по принципу «застолбим – а дальше будем держать оборону» будут действовать все страны, которые являются серьёзными игроками в арктической гонке – это Россия, США, Канада, Норвегия, ну и Великобритания.

Опубликовано: блог Константина Симонова на "rb.ru",18.10.2007


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики