Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Теракт на нефтяном месторождении Тенгиз маловероятен

Игорь Юшков: Теракт на нефтяном месторождении Тенгиз маловероятен

На самом крупном месторождении нефти в Казахстане произошёл взрыв трубопровода, есть погибшие и раненые. Пока неясно, продолжает ли работу само месторождение, но его возможная остановка на месяц грозит отразиться на годовых объёмах и повлиять на экономику страны. На этом злоключения казахской нефти не заканчиваются. Ранее суд на месяц приостановил работу Каспийского трубопроводного консорциума по иску Росприроднадзора за разлив нефти в Чёрное море. Своим мнением о ситуации с Накануне.RU поделился аналитик Финансового университета Игорь Юшков:

— Сейчас противоречивая информация приходит. С одной стороны, что-то взорвалось на трубопроводе, с другой, сообщается, что эта авария не влияет на объём добычи, и это какая-то вторичная система была. Надо дождаться итоговых данных, насколько сильные повреждения и остановилась ли добыча на этом месторождении. Если пострадало само месторождение, то, конечно, здесь вопрос в сроках ремонта. И если оно будет выведено из эксплуатации хотя бы на месяц, то это отразится на объёмах добычи Казахстана даже по объёмам года. Конечно, эта проблема приведёт к убыткам, потому что Тенгиз — это одно из главных месторождений Казахстана, оно даёт большие объёмы, поэтому и на экономику страны случившееся повлияет.

Теоретически это может быть некая несогласованность операторов нефтепровода. Условно, если на КТК загрузка остановилась, а выше по течению команду сократить подачу не дали, то избыточное давление возникает. Но я сомневаюсь, что это связанные друг с другом вещи, потому что в рамках КТК есть нефтяные хранилища, и когда прекращается отгрузка на танкеры, нефть какое-то время может идти в эти нефтяные хранилища, необязательно нефтепровод перекрывать. Во-вторых, этими вопросами занимается сама компания КТК, и вряд ли она не сообщила казахским компаниям, которые добывают нефть, что не надо её пытаться сдать в нефтепровод. То есть эти вещи происходят регулярно. Тем более КТК останавливается не только по решению суда. Были до этого повреждения из-за шторма, он останавливался и простаивал около месяца, и ничего не взорвалось. А недавно там нашли мины Второй мировой, поэтому его тоже останавливали. Да просто когда идёт шторм, отгрузка на танкеры тоже не происходит, но при этом ничего не взрывается. Поэтому надо дождаться итогов расследования. Я думаю, это скорее совпадение, чем какая-то взаимосвязанная цепочка событий.

Если говорить о теракте, то это маловероятно, хотя мы и видели, что в Казахстане в начале года была нестабильность. Непонятны вероятные бенефициары, если бы это был теракт. Украине зачем-то вредить Казахстану невыгодно. Западу тоже — ему нужно, чтобы цена на нефть была ниже, чтобы Россия меньше зарабатывала на нефти. У России с Казахстаном, пусть и есть некоторые проблемы, но в целом отношения союзнические, зачем кому-либо диверсии устраивать? Вообще, Россия может просто не принимать казахскую нефть и таким образом убрать её с мирового рынка.

Что касается проблем, связанных с приостановкой работы Каспийского трубопроводного консорциума, то теоретически Казахстан может перекидывать эти объёмы на другие направления экспорта. Например, танкерами грузить на Каспийском море, отправлять на Баку, после этого по нефтепроводу на Средиземное море, а там танкерами клиентам Средиземного моря. Это будет дороже. Либо решить вопросы КТК и использовать их. Вариантов много у Казахстана. Пока он может выиграть от того, что на внутреннем рынке может сформироваться переизбыток предложения и цена для внутреннего рынка на топливо может снизиться. Поэтому эффект двоякий.

Источник: Накануне.RU, 06.07.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики