Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Странные неудачи Каспийского трубопроводного консорциума: сначала остановка, потом взрыв

Странные неудачи Каспийского трубопроводного консорциума: сначала остановка, потом взрыв

Эксперты не исключили политическую подоплеку

Каспийский трубопроводный консорциум, через который проходит большая часть экспорта казахстанской нефти, преследуют неудачи: сначала деятельность нефтетранспортной компании, одним из основных акционеров которой является Россия, была приостановлена на месяц из-за нарушений на производственных объектах, а буквально на следующий день на месторождении Тенгиз на западе Казахстана, которое является главной ресурсной базой для сырьевого канала, произошел взрыв, унесший жизни нескольких рабочих. По мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, хотя перерыв в работе КТК был объявлен по технологическим причинам, возможно, существуют и политические мотивы, вынуждающие нашу страну относиться к международному проекту предельно строго.

- Каково значение КТК для России, куда и откуда доставляется нефть по этому маршруту?

- «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК), владеющий одноименным магистральным нефтепроводом, служит крупнейшим направлением экспорта не российской, а казахстанской нефти. В состав акционеров этой компании помимо нашей страны, а также официальных энергетических ведомств Нур-Султана, входят и американские, и европейские корпорации. Ежегодно через мощности КТК проходит около 60 млн тонн «черного золота». Теоретически перенаправить эти объемы альтернативными путями не сложно: за счет замещения поставок можно будет загрузить российский нефтепровод «Дружба» или использовать танкерный морской флот для доставки сырья даже в порт Усть-Луга в Ленинградской области. Для покупателей углеводородов с Тенгизского месторождения подобная рокировка, конечно, окажется неприятной — традиционно добываемые здесь энергоресурсы шли на юг Европы, а также в США.

- Что, на ваш взгляд, стало причиной остановки работы КТК на месяц, принятое судом Новороссийска?

- На первый взгляд решение о приостановке действия КТК было принято на основе технологических факторов: в марте произошла авария, вследствие которой два из трех причальных устройств, занимающихся погрузкой сырья в танкеры, получили серьезные повреждения. Это привело к разливу топлива в Черное море. Потом отгрузка «черного золота» была снижена из-за работ по обезвреживанию неразорвавшихся торпед и мин времен Великой Отечественной войны. Теперь — взрыв, произошедший в результате гидротеста в трубе с атмосферным газом, который даже привел к человеческим жертвам. Основания для остановки, которые свидетельствуют об экологических или технологических нарушениях на производственных объектах трубопровода, более чем убедительны.

- Но есть и какие-то другие версии?

- При желании в принятом решении можно найти и политическую подоплеку. Поскольку акционерами КТК являются представители стран, предъявляющих России экономические санкции (США, Италия, Великобритания), то отношение Москвы к этому проекту становится более пристальным. Если ранее российские ведомства могли бы не так строго поступать к экспортному нефтепроводному маршруту Казахстана, то теперь наши регулирующие органы будут предельно придирчиво оценивать работу КТК и при наличии любых технических или экологических несоответствий поступать, как говорится, по всей строгости закона, не выходя при этом за рамки юридической базы.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 06.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики