Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поменяет ли Россия топливо на цейлонский чай

Поменяет ли Россия топливо на цейлонский чай

Шри-Ланка просит о кредите, который будет сложно вернуть

У России появился шанс обкатать на небольшом островном государстве сценарий извлечения выгоды из своего положения как одного из крупнейших производителей углеводородов и продовольствия. Шри-Ланка просит о помощи после того, как ее международные резервы истощились и в стране начался хаос. РФ по примеру СССР уже не раз спасала бедные страны, выделяя им, как потом оказывалось, фактически безвозвратные кредиты. Но теперь РФ сама в сложной ситуации, и просто отдавать свое имущество, казалось бы, не с руки. Эксперты «НГ» рассуждают, по какому сценарию пойдут власти РФ, и предлагают, в частности, наладить бартер – топливо в обмен на туристов.

Власти Шри-Ланки отправят в Россию на следующей неделе делегацию для обсуждения вопросов, связанных с поставками нефти, сообщили СМИ страны в четверг. Отмечается, что это будет уже второй за месяц визит в Москву. Пресс-служба Кремля подтвердила в четверг, что накануне состоялся телефонный разговор президентов РФ Владимира Путина и Шри-Ланки Готабая Раджапакса.

Глава островного государства просил помочь с кредитами для закупки топлива и возобновить полеты «Аэрофлота». По его словам, обе стороны единодушно согласились с тем, что развитие отношений в сферах туризма, торговли и культуры имеет первостепенное значение для укрепления дружбы между странами. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что речь шла об открытии кредитной линии для импорта топлива.

До этого премьер-министр страны Ранил Викрамасингхе заявлял, что Россия предложила его стране, страдающей от нехватки продовольствия, пшеницу. Глава кабмина подтвердил, что экономика Шри-Ланки полностью рухнула.

Нынешний экономический кризис в Шри-Ланке называют худшим со времен обретения страной независимости от Великобритании в 1948 году. Причиной называется дефицит иностранной валюты, возникший из-за ограничения турпотока в связи с пандемией COVID-19. Кроме того, сократились денежные переводы от жителей Шри-Ланки, работающих за рубежом. Эксперты в качестве причин называют также рост цен на нефть, популистский курс властей, начавших снижать налоги, а также действовавший в прошлом году семимесячный запрет на импорт химических удобрений, ударивший по сельскому хозяйству.

В результате международные резервы страны полностью истощились, она не смогла расплатиться по очередному траншу кредита, предоставленного китайскими инвесторами, и еще в апреле объявила дефолт. Всего в 2022 году страна должна погасить долг примерно в 7 млрд долл.

В стране упали почти до нуля запасы топлива, многокилометровые очереди на бензоколонки отпугивают туристов, а военным приходится охранять АЗС после нескольких волн беспорядков, так как действует запрет на продажу топлива частным лицам.

В стране отмечается также острая нехватка продовольствия, медикаментов и предметов первой необходимости, многие районы сталкиваются с отключениями электроэнергии. В столкновениях между митингующими и полицейскими уже погибло девять человек, 300 получили ранения. В начале июля в крупнейшем городе страны Коломбо прошли масштабные акции протеста медработников, банкиров, учителей и самозанятых, которые требуют от правительства принять срочные меры.

Состав шри-ланкийского правительства уже сменился. Помочь стране хочет Международный валютный фонд, который ведет переговоры о предоставлении до 3 млрд долл., но это будет не скоро. Страна также ждет поставок нефти и дизельного топлива от компании Lanka IOC – «дочки» индийской корпорации, но оно придет в лучшем случае через неделю-две.

Шри-Ланка – очень красивая страна с большим количеством достопримечательностей и чистейшими пляжами. В начале года путешественники из РФ стали самыми многочисленными по сравнению с другими гостями острова, республику посетили 9,7 тыс. россиян (из 59 тыс. туристов со всего мира). Власти Шри-Ланки признали российский «Спутник V», но вакцинация является необязательной.

Однако в начале июня в Коломбо был арестован самолет «Аэрофлота» по решению Высокого коммерческого суда по иску ирландской лизинговой компании. Спустя несколько дней самолету разрешили вылететь в Москву, однако российский МИД заявил протест, а «Аэрофлот» приостановил рейсы.

Основная интрига сейчас – чем и когда Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка собирается расплачиваться с РФ по запрошенным кредитам. Возможно, у страны в отсутствие наличных появятся предложения о бартере? Еще в 2018 году власти Шри-Ланки предлагали Ирану погасить свой нефтяной долг в размере 250 млн долл. поставками цейлонского чая, и, по некоторым данным, в 2021-м Иран якобы согласился.

Страна сильно зависит от туризма, ковид ситуацию ухудшил, и сейчас у нее нет денег покупать российское топливо даже с той скидкой, с которой покупает Индия, сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. «Давать еще большую скидку, не 30, а, предположим, 60 долл., не в наших интересах, впрочем, и по этой цене ланкийцы сейчас купить не могут, – говорит эксперт. – Хотя теоретически возможны и прямые поставки нашего топлива в Шри-Ланку, и варианты, при которых страна получит уже готовые бензин и солярку, переработанные в той же Индии из нашей нефти».

Скорее всего их руководство будет просить Путина предоставить нефть с оплатой через 10 лет, считает эксперт. «Но РФ сейчас вряд ли пойдет на такой вариант, хотя в нашей истории случалось, что мы в ответ на какие-то политические уступки предоставляли такие товарные кредиты, и не только в виде топлива, но и продукции машиностроения, – сказал Митрахович. – Хотя вряд ли РФ пойдет на такой вариант именно в этом случае: дело в том, что Шри-Ланка является зоной, где сталкиваются интересы Индии и Китая, и нам влезать в это противостояние смысла нет.

У Шри-Ланки сейчас вообще нет оборотных капиталов, так что дело не в цене на топливо, речь может идти только о внеэкономических расчетах, сказал «НГ» директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Маслов. «Шри-Ланка не расплатилась вовремя с Китаем за кредит, полученный на строительство новых портов. Страна очень удобно расположена в Индийском океане, КНР планировала использовать эти порты для обработки своих грузов, однако проявилась свойственная не только ланкийцам, но и многим другим малым странам Азии проблема – неумение работать с деньгами. Ланкийцы надеялись, что китайцы «простят» долг, рефинансируют его, но Китай на это не пошел», – говорит эксперт.

Маслов не исключил, что руководство страны предложит России в обмен на топливо активы предприятий и даже уже действующих портов, а также текстиль, чай и фрукты. Проблема только в том, что необходимые им объемы нефти стоят гораздо дороже, чем то, что могут предложить они, у них объемов недостаточно, так что баланса в торговле достичь не удастся. Однако гораздо важнее, что у РФ появляется возможность войти в страну, чтобы управлять политическими процессами, говорит Маслов.

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 07.07.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики