Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Избирательные цены

Избирательные цены

Эксперты прогнозируют значительное подорожание топлива после парламентских и президентских выборов

В конце прошлой недели Росстат сообщил, что с 14 по 20 февраля цены на автомобильный бензин снизились на 3%, а дизельное топливо подешевело на 3,6%. Эксперты отмечают, что это стало результатом предъявленного в начале месяца премьером Владимиром Путиным нефтяникам жесткого требования снизить цены на топливо. По словам аналитиков, до парламентских и президентских выборов больших «скачков» быть не должно, но после 2012 года средняя цена за литр бензина для конечных потребителей перевалит отметку в 30 руб.

По данным официальной статистики, бензин подешевел в 72 центрах субъектов РФ. В Москве и Санкт-Петербурге цены в среднем за неделю снизились соответственно на 3,0 и 1,5%. Дизтопливо тоже «уценилось», но все равно оно остается дороже, чем 92-й бензин (в среднем 23,85 руб. против 23,46 соответственно). Похвалу за снижение цен, по словам председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова, заслужили правительство и парламент, упорно поработавшие над развитием конкуренции и антимонопольного законодательства. Независимые же эксперты смотрят на внутренний рынок без оптимизма, подчеркивая, что он полностью монополизирован от скважины до бензоколонки.

Так, директор Фонда энергетической безопасности Константин Симонов напомнил, что цены производителей были снижены по прямому указанию Владимира Путина, тогда как ФАС фактически полностью подтвердила, что не способна решить проблемы с регулированием цен на топливо. «Конечно, в предвыборный период потребительские цены не будут расти быстрыми темпами, а вот после 2012 года они могут перевалить за 30 руб. за литр, когда нефтяники начнут просить снизить налоговое бремя», – прогнозирует «НИ» специалист.

С ним соглашается заместитель генерального директора Института энергетической стратегии Алексей Громов, который подчеркивает: предпосылок для резкого снижения потребительских цен на бензин и дизельное топливо нет, поскольку себестоимость его производства не падает. «Другое дело, что розничная цена сильно завышена: по нашим расчетам, в прошлом году она должна была составлять 17–18 руб. за литр, а в этом году в среднем по России – около 20 руб. даже с учетом инфляции», – пояснил он «НИ».

По словам экспертов, на кошелек российских автолюбителей ситуация в Ливии и других странах региона влиять не должна. Скачки мировых цен на нефть ввиду особой налоговой политики России объективно не могут повысить потребительские цены на топливо, однако умело используются нефтяными компаниями для искусственного роста цен на бензин и дизельное топливо, констатируют оба эксперта. По словам г-на Симонова, в скором времени, если цены на бензин достигнут 32–35 руб. за литр, топливо будет завозиться из стран СНГ, а также Финляндии и Чехии. «Появились такие слухи, но они вполне могут стать реальностью, особенно на фоне того, что бензин уже завозится к нам из Казахстана», – подчеркивает он.

Большие споры возникают и по поводу биржевой торговли нефтепродуктами. Так, Константин Симонов считает, что она не выправит ситуацию, поскольку торговать будут одни и те же компании, уже давно переделившие весь рынок. Алексей Громов, напротив, выступает за развитие бирж, однако подчеркивает, что на них должно реализовываться 20–30% от всех сделок в России. Зампред Госдумы Валерий Язев, давно отстаивающий идею биржевой торговли нефтепродуктами и газом, считает, что бирж в России должно быть несколько и не стоит всех загонять в Санкт-Петербург на одну площадку. «Для создания реальной конкуренции подобных бирж в России должно быть 10–20, а правительство должно разработать четкие правила игры », – полагает законодатель.

Автор: Денис Зеликсон

Источник: Новые известия, 28.02.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики