Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Имущество оператора нефтегазового проекта «Сахалин — 2» передали государству

Имущество оператора нефтегазового проекта «Сахалин — 2» передали государству

В последний день июня президент РФ Владимир Путин подписал указ, который в дальнейшем будет во многом определять отношение к западным компаниям, пытающимся усидеть на двух стульях – и в санкционных мероприятиях поучаствовать, и прибыль для себя сохранить.

Документ касается специальных мер в топливно-энергетической сфере в связи с «недружественными действиями иностранных государств». В соответствии с указом имущество «Сахалин Энерджи» переходит в собственность Российской Федерации и передается в безвозмездное пользование созданной правительством компании. Сейчас акционерами «Сахалин Энерджи» являются «Газпром» (50 % плюс одна акция), Shell (27,5 % минус одна акция), а также Mitsui & Co (12,5 %) и Mitsubishi (10 %). Согласно указу, «Газпром» получит долю, пропорциональную «количеству принадлежащих ему акций в уставном капитале компании», доли остальных акционеров перейдут в собственность компании, которую создадут российские власти. В документе говорится, что решение принято в связи «с недружественными и противоречащими международному праву» действиями США и «примкнувших» к ним государств и организаций, которые направлены на введение санкций против России.

В соответствии с указом правительство должно создать ООО, которому перейдут: права и обязанности «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд»; имущество компании, как созданное в рамках соглашения о разделе продукции, так и вне его. В течение месяца после создания новой компании акционеры «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» должны сообщить правительству, согласны ли они получить доли в новом предприятии-операторе. Если они не захотят участвовать в этой компании, правительство должно оценить их доли и продать в течение четырех месяцев с момента отказа. Средства от продажи будут зачислены на счет типа «С», который откроют на имя акционера. Все сотрудники компании должны перейти на работу в новое юрлицо. Указ вступает в силу со дня опубликования.

Проект включает в себя три буровые платформы в Охотском море у северо-восточных берегов Сахалина, технологический комплекс в северной части острова, завод СПГ (его производительность — 9,6 млн т в год) и терминал на юге Сахалина. Компания была основана в 1994 году, добыча углеводородов в рамках проекта началась в 1999‑м, «Газпром» стал участником проекта в 2007‑м, а завод СПГ заработал в 2009 году. В конце февраля англо-голландская Shell объявила о выходе из совместных проектов с «Газпромом» — не только из «Сахалина-2», но также из Salym Petroleum Development, «Гыдан энерджи» и «Северного потока-2». В апреле, как сообщало агентство Bloomberg, компания начала выводить своих сотрудников из проектов. В то же время газета Financial Times со ссылкой на источники писала, что Shell ведет переговоры с китайскими энергетическими компаниями CNOOC, CNPC и Sinopec о продаже своей доли в «Сахалине-2». Один из источников издания назвал идущие переговоры «кошмарными», поскольку предполагалось, что сделка будет невыгодной для Shell. Компания коротко отреагировала на указ Путина. «Shell как акционер «Сахалина-2» всегда действовал в наилучших интересах проекта «Сахалин-2» и в строгом соответствии со всеми применимыми правовыми нормами. Мы ознакомились с указом и в настоящее время оцениваем содержащиеся в нем требования», — прокомментировали в компании.

Японское правительство, наоборот, решило не выходить из проекта. Премьер-министр Фумио Кисида отмечал, что страна сохранит доли и в «Сахалине-2», и в «Сахалине-1» (проект по разработке нефтяных месторождений; его участники — «Роснефть», японская Sodeco, индийская ONGC Videsh и американская ExxonMobil, которая заявляла о выходе из проекта). Япония желала остаться в проекте завода СПГ, чтобы ее место в нем не заняла другая страна. Уже после опубликования указа японский премьер-министр прокомментировал российский документ: «Был выпущен указ президента РФ по проекту «Сахалин-2». Но это не означает, что поставки СПГ будут сейчас же остановлены. Мы станем внимательно следить, какие требования будут в содержании контракта вследствие этого указа. Необходимо также продумать дальнейшие шаги вместе с компаниями», — сказал премьер-министр. Он отметил также, что СПГ не входил в пакет санкций, поскольку таково было решение G7.

По мнению экспертов принятый документ должен положить конец неопределенности, возникшей вокруг будущего стратегически важного для российского ТЭК в части производства сжиженного природного газа проекта «Сахалин-2». Так, например, считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, полагающий что решение, обозначенное в указе Владимира Путина, было ожидаемым.

«Нужно определяться с форматом дальнейшего функционирования Sakhalin Energy — оператора «Сахалина-2». Сейчас он зарегистрирован на Бермудских островах. Теперь для него запросят юрисдикцию России, что необходимо, с учетом растущих санкционных и прочих рисков. Кроме того, нужно определяться с теми компаниями, которые готовы работать над проектом дальше. Shell, например, заявляла, что хочет уйти. Так пусть же она как можно скорее продает свой актив российской, индийской или китайской компании», — отметил эксперт. И добавил, что принятое российскими властями решение не скажется на работе проекта.

««Сахалин-2» давно налажен. Даже без надзора Shell над технологией хладагента, которую компания придумала, все будет нормально. Японцы, по моему мнению, постараются остаться в проекте. Много раз японские власти говорили, что этот завод им нужен. Около 8 % газа страна получает именно отсюда, поэтому для нее не очень рационально уходить. Ведь поставки СПГ, в случае если японцы не захотят играть по новым правилам, можно достаточно быстро переориентировать. Тем более — в данном регионе. И японцы это понимают», — говорит эксперт.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова сама идея создания нового юридического лица и переводе на него проекта «Сахалин-2» включает в себя два момента. «Во-первых, необходимо, чтобы новая компания-оператор была российской, поскольку иностранным юрисдикциям мы уже не доверяем. Во-вторых, таким образом получится внести некую ясность в состав акционеров проекта. Теперь нынешними действиями Россия ставит вопрос, что те, кто заявил, прежде всего Shell, о том, что уходит из этого проекта, они — как кот, который долго мяукал перед дверью, ему дверь открыли, а он не уходит. Или вы подтверждаете, что остаетесь, и тогда вы предпринимаете действия, в данном случае переоформление своей доли на новое российское юридическое лицо, либо, если вы и дальше продолжаете ничего не делать, просто останетесь за бортом этого проекта и де-факто из него уйдете. А государственная компания либо «Газпром» уже самостоятельно сможет продать эту долю компаниям из дружественных стран, либо из Китая, либо из Индии. Ничего не меняется для иностранцев, нужно только подписать бумаги», — рассуждает Юшков.

Заслуживает внимание и точка зрения замдиректора Института энергетики и финансов Алексея Белогорьева. «Вполне вероятно, что новые правила будут применять и для других международных проектов в России. То есть иностранцев и дальше могут ставить перед выбором: либо они продолжают работать у нас и получать прибыль, либо если они хотят уйти по политическим причинам, то придется продавать акции. И еще неизвестно, по какой цене», — полагает эксперт. По его словам, показательно заявление Александра Шохина — глава РСПП недавно сообщил, что зарубежные компании, продающие российские активы, получают половину от их рыночной стоимости. Что подтвердил и глава Минфина Антон Силуанов: просто так продать активы иностранцам здесь не разрешают. Сначала нужно получить согласие профильного ведомства. И лишь после этого возможна продажа, но с дисконтом не менее чем 50 %.

«Для нас, конечно, важно, чтобы ключевые партнеры не уходили, так как они не только получают прибыль, но еще и делятся своими технологиями, а для иностранцев уход — это финансовые потери. И, как весной писала Financial Times, выход Shell из «Сахалина — 2» грозит стать для британцев кошмарным и потерять компания может до 5 млрд долларов. Зато есть выбор. Когда против России вводили санкции — нам выбора не оставили», — резюмирует аналитик.

КСТАТИ

Япония по дипломатическим каналам выясняет конкретные сроки и другие сопутствующие детали, касающиеся исполнения решения РФ о назначении российского ООО оператором нефтегазового проекта «Сахалин-2», где у компаний Mitsui и Mitsubishi есть доли. Об этом заявил во вторник на пресс-конференции в Токио министр экономики, торговли и промышленности Японии Коити Хагиуда. «В настоящее время по дипломатическим каналам мы просим предоставить объяснение по поводу сроков выполнения президентского указа, инвестиционных условий и других деталей», — сказал он. Хагиуда также отметил, что Япония продолжит прилагать все усилия для защиты стабильных поставок энергоресурсов.

Автор: Александр Казаргин

Источник: Санкт-Петербургские ведомости, 08.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики