Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сахалин Энерджи» воскреснет с российским лицом

«Сахалин Энерджи» воскреснет с российским лицом

В течение месяца зарубежные акционеры «Сахалин Энерджи» должны принять решение о том, будут ли они участвовать в проекте «Сахалин-2» после перевода его компании-оператора под российскую юрисдикцию. Ситуация щекотливая: исходя из политических соображений, японские Mitsui и Mitsubishi должны отказаться от участия, но с экономической точки зрения для Токио это крайне невыгодно. Что победит – экономическая логика или необходимость действовать в прозападном русле?

Не хотите ли последовать за Shell?

В последний день июня президент РФ Владимир Путин подписал указ «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». Согласно документу, Правительство создаёт российское общество с ограниченной ответственностью, которому переходят все права и обязанности «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд.».

До последнего времени доли в «Сахалин Энерджи», учреждённой на Бермудских островах, были распределены следующим образом: «Газпром» – 50 процентов плюс одна акция, британско-нидерландская Shell – 27,5 процента минус одна акция, японская Mitsui – 12,5 процента, японская Mitsubishi – 10 процентов.

Акционерам предлагается в месячный срок представить в Правительство РФ уведомления о согласии принять в собственность доли в уставном капитале новой компании пропорционально прежним. Таким образом, японские акционеры поставлены перед выбором – подтвердить своё намерение работать в российском проекте или последовать примеру Shell, которая после начала спецоперации на Украине заявила о своём намерении покинуть проект. Правда, пока она этого так и не сделала, а после появления президентского указа сообщила о том, что ознакомилась с ним и будет анализировать содержащиеся в нём требования.

Японская дилемма

Японская сторона, в отличие от Shell, ни разу не заявляла о желании покинуть проект. И это понятно – более 8 процентов потребностей государства в сжиженном природном газе (СПГ) обеспечивается газом с сахалинских месторождений. В страну поставляется около 60 процентов сжиженного газа, добываемого в рамках проекта «Сахалин-2». Весной глава Tokyo Gas Такаси Утида подчёркивал, что выход Японии из него чреват сбоями в поставках. Быстрой альтернативы российскому СПГ, по его словам, нет.

После 30 июня японские СМИ стали предупреждать о возможном росте цен на энергоносители в случае прекращения поставок с Сахалина. Премьер Японии Фумио Кисида поспешил успокоить граждан и заявил, что указ президента России не повлечёт за собой незамедлительной остановки поставок. 5 июля стало известно, что Япония по дипломатическим каналам проясняет детали президентского указа, в частности касающиеся инвестиционных условий.

Всё это, безусловно, свидетельствует о том, в каком непростом положении оказывается японская сторона. «Если Япония двинется в сторону сохранения своих интересов, это вобьёт клин в единство стран G7. Если она выйдет из проекта, это внесёт нестабильность в поставки сжиженного природного газа», – охарактеризовала ситуацию японская газета Nikkei.

Счётчик для Shell

В соответствии с президентским указом, если иностранные акционеры не представят документы о своём намерении остаться в проекте, после оценки стоимости нераспределённых долей они будут проданы в течение четырёх месяцев. По словам источника «Октагона» в отрасли, этот пункт следует считать ключевым. И он в наибольшей степени адресован Shell, которую таким образом подталкивают к принятию оперативного решения.

С этим отчасти согласен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

– Пора окончательно определиться со своими планами относительно участия в проекте, – говорит он.

«У Shell есть возможность за оставшееся время договориться с российскими, китайскими или индийскими покупателями о продаже своей доли, пусть и со скидкой». - Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ

 

По его прогнозу, японские акционеры сделают всё возможное для перерегистрации, а Shell будет вынуждена поторопиться с поиском покупателя:

– Если Япония выйдет из проекта, предназначавшийся для неё газ будет продан другим покупателям в Восточной и Юго-Восточной Азии. Желающих будет предостаточно, и японцы это понимают. А вот Shell, скорее всего, придётся поторопиться с продажей актива или просто его потерять.

СРП – и точка?

Проект «Сахалин-2», предполагающий освоение двух шельфовых месторождений (Пильтун-Астохского и Лунского), производство и экспорт нефти, а также сжижение природного газа, осуществляется на основе соглашения о разделе продукции (СРП). Это соглашение было подписано в 1994 году и стало первым СРП в России.

Изменение долей в СРП-проекте уже происходило ранее. Изначально доли в нём распределялись следующим образом: Shell – 55 процентов, Mitsui – 25 процентов, Mitsubishi – 20 процентов. В 2007 году «Газпром» выкупил у участников часть акций и стал контрольным акционером.

В режиме СРП в России работает также проект «Сахалин-1» – его оператором является структура американской ExxonMobil, которая, как и Shell, заявила о том, что покинет российский рынок. В связи с этим эксперты не исключают, что опыт «Сахалина-2» может быть экстраполирован и на «Сахалин-1». Это подтолкнёт ExxonMobil к окончательному принятию решения.

Третий (и последний) СРП-проект в России – Харьягинское месторождение. Здесь в числе иностранных участников до недавнего времени были французская Total (20 процентов) и норвежская государственная Equinor (30 процентов). Последняя ушла с российского рынка весной. Total об аналогичных планах пока не заявляла.

Если ситуация будет развиваться по текущему сценарию, нельзя исключать того, что в ближайшее время в России вовсе не останется СРП-проектов в их классическом понимании.

Как говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, если все иностранные участники «Сахалина-2» откажутся от своих долей, то, «даже если это будет СРП, это будет СРП небывалое в истории России, в рамках которого соглашение о разделе продукции подписывается с российской компанией».

 

«Если предположить, что стопроцентным собственником новой компании будет “Газпром”, он будет инвестировать и будет обязан проводить те же отчисления в бюджет, которые ранее проводили остальные участники», - Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики.

 

В прошлом году доходы бюджета РФ в рамках проектов, реализуемых на условиях соглашений о разделе продукции, составили 48 млрд рублей (в 1,8 раза выше, чем по итогам 2020 года).

Риски для России

Производственные объекты «Сахалина-2» включают три морские добывающие платформы, морские и наземные трубопроводы, СПГ-завод, береговой технологический комплекс, терминал отгрузки нефти и насосно-компрессорную станцию. Согласно указу президента, имущество компании «подлежит незамедлительной передаче в собственность РФ» с одновременной его передачей в собственность нового ООО.

В случае реализации сценария, при котором иностранные партнёры откажутся от своих долей в новой компании-операторе, а новых иностранных покупателей не появится, вся инфраструктура останется исключительно в российской собственности. Здесь возникает вопрос, сможет ли Россия в условиях санкций своими силами эксплуатировать и поддерживать жизнедеятельность объектов.

По мнению Станислава Митраховича, если риски и есть, то они невелики.

– Японские компании нам технологий не давали, они были исключительно финансовыми инвесторами. Технологии давала Shell, но это было сделано больше 10 лет назад. Проект давно запущен и работает. Если Shell уйдёт, ничего не изменится. Определённые риски, конечно, есть, но они не столь высоки, как на новых российских СПГ-заводах, – полагает он.

Александр Фролов добавляет, что проблемы могут возникнуть не столько из-за ухода Shell, сколько из-за отказа от сотрудничества со стороны западных нефтесервисных компаний, в частности Baker Hughes.

– С их уходом возникают некоторые вопросы, касающиеся обслуживания оборудования, но, по моей информации, в ближайшие четыре года никаких технологических проблем возникнуть не должно. Есть некоторое время, которого хватит для парирования этого риска, – убеждён эксперт.

Источник: Octagon.Media, 10.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики