Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нужен ли России свой эталонный сорт нефти

Нужен ли России свой эталонный сорт нефти

Новость о возможном создании российского эталонного сорта нефти, торговля которым будет осуществляться на национальной платформе, наделала много шума. Информацию об этом со ссылкой на источники опубликовало агентство Bloomberg. Такие действия нашей страны в ответ на попытки Европы и США по максимуму снизить объемы импорта российской нефти и доходы нашего бюджета от него выглядят своевременными и логичными.

Свой эталонный (маркерный) сорт - это отсутствие привязки его цены к другим маркерным сортам нефти. Наоборот, от цены эталонного сорта отсчитывается дисконт или премия к другим сортам. А торговля на внутренней национальной площадке - это гарантия сохранения средств, полученных от продажи нефти и независимость от западных санкций, запретов, решений о заморозки средств и прочих враждебных действий других стран.

Но это только на первый взгляд, все просто и логично. А когда речь идет об экономике, то есть об очень больших деньгах, лучше присмотреться внимательней. Парадоксально, но нам не просто сделать эталонный сорт нефти по тем же причинам, что Европа не может единолично установить порог цен на нашу нефть в условиях ее умеренного дефицита. Если западные страны не будут покупать нашу дешевую нефть по рыночным ценам, они либо останутся совсем без нефти (а для них это неприемлемо), либо им придется покупать нефть из других стран по более высокой цене. А наша нефть просто уйдет на другой рынок.

Но не всегда все зависит от продавца. Точно также мы не можем просто взять и объявить, что с завтрашнего дня наша нефть Urals или какая-то другая эталон. Это должны признать покупатели. А для этого нужно не только выйти на определенные объемы торговли фьючерсами этой марки на бирже (по данным Bloomberg, это должно произойти в начале 2023 года), но также установить и поддерживать определенные качественные характеристики нашей нефти (содержание серы, плотность). Сейчас, например, они отличаются весьма значительно даже в рамках одной марки Urals, в зависимости от того, через какой порт идут поставки. Также и отличается цена на Urals в Северной и Южной Европе. Дело в том, что Urals - это смесь нефти, добываемой в разных регионах. В Поволжье нефть сернистая и тяжелая, в Западной Сибири - малосернистая и легкая и так далее. Смешивается эта нефть в трубопроводах, которых много, и, естественно, получить одинаковые характеристики итоговой смеси, проходящей по разным месторождениям, задача весьма сложная. Кроме этого такая работа, несомненно, увеличит себестоимость нашей нефти.

Второй нюанс связан с торговлей на бирже. Учитывая наши сегодняшние отношения с Западом ожидать, что европейцы придут на нашу национальную площадку закупаться нефтью весьма самонадеянно. Со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь с Китаем, Россия торгует через восточные биржевые площадки. В 2016 и 2018 году наша страна уже пыталась запустить торги фьючерсами отечественной нефти на СПбМТСБ, но спрос был очень мал. Но сейчас все же ситуация иная. Учитывая сложности с оплатой российской нефти, фрахтом судов, страховкой таких грузов и кредитованием таких операций, переход на российскую площадку может оказаться выгоден некоторым иностранным покупателям. Поэтому данный проект, в первую очередь, касающийся биржевой торговли на наших площадках, а не созданию эталонного сорта, может иметь смысл, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Раньше в мире существовала отлаженная и удобная, в том числе для российских компаний, система биржевой торговли нефтью, которая включала в себя все дополнительные услуги по оплате, транспортировке и страхованию. Сейчас эта система разрушена, а Россию из нее выкинули. Но пострадали от этого не только мы, как продавцы, но и покупатели, поскольку Россия - слишком большой игрок на нефтяном рынке. На Запад нам дорога закрыта, а вот азиатских покупателей можно попытаться убедить в удобстве наших площадок, считает Симонов. Главное, не перегнуть палку. Приоритетом должно быть - максимальное сохранение потребителей нашей нефть, подчеркивает он.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Россйская газета, 15.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики