Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пакет с проблемами (аудио)

Пакет с проблемами (аудио)

Документ, известный как Третий энергетический пакет, одобрен властями ЕС еще в 2009 году. По замыслу создателей проект должен сформировать цивилизованный рынок энергоносителей, на котором перестанут доминировать монополисты. Суть документа в том, что компании — продавцы газа и электричества не должны владеть транспортными сетями, так как это ведет к росту цен.

На деле все выглядит иначе. Главная проблема в том, что если в 2009 году из-за кризиса цены на долгосрочные контракты выросли, то теперь, когда мировая экономика стала понемногу оправляться от потрясений, они снова пошли вниз.

Третий пакет практически дискриминирует деятельность на европейском рынке такого крупного продавца газа, как российский концерн «Газпром». На это обратил внимание коллег из ЕС во время переговоров в рамках формата «Правительство России — Еврокомиссия» премьер Владимир Путин. Допустим, Газпром и его немецкие коллеги проложили трубу, сказал он, а тут им говорят: пустите в консорциум третьего участника. Все сведется к тому, что Газпром продаст газ на входе в ЕС, у топлива появится новый собственник, который тоже захочет заработать — значит, цена на газ опять возрастет, резюмировал Путин.

К чему может привести такая либерализация, пояснил «Голосу России» заведующий сектором Института экономики РАН Борис Фрумкин:

«Причем тариф на этот доступ будут определять не те, кто строил, кто тратил деньги — Газпром и немецкие компании, а какой-то там национальный или наднациональный регулятор. Это дестимулирует капиталовложения в развитие, скажем, газового комплекса России. Да и не только в России. В Норвегии, которая торгует с Евросоюзом, то же самое. Это дестимулирует вложения в транспортные газопроводы, потому что это невыгодно и усиливает угрозу для энергобезопасности Евросоюза».

Под угрозой эксперты понимают нестабильность в странах Северной Африки и Ближнего Востока, откуда Европа получает значительную долю сжиженного газа. До сих пор представители ЕС усматривали в этом некую альтернативу Газпрому. Вот что сказал по этому поводу руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Буквально месяц-другой назад европейцы России придавали статус ненадежного поставщика углеводородов. И они говорили о том, что гегемония Газпрома должна быть нивелирована, что необходимо любой ценой снизить долю его присутствия. Теперь мировая политическая конъюнктура изменилась, и это играет на руку России».

Поставки российского газа в нынешних условиях могут компенсировать потери европейцев. Поэтому в Брюсселе намерены искать компромисс. Пакет пакетом, а Россия традиционно является надежным и проверенным поставщиком. В ЕС отреагировали на реплику Владимира Путина об «экспроприации собственности Газпрома» и о «разбойном характере» положений Третьего пакета. Было решено разработать дорожную карту энергосотрудничества, прежде всего в газовой сфере между Россией и Евросоюзом до 2050 года. То есть искать взаимоприемлемые пути, которые формально, не нарушая нормы Третьего пакета, сохранили бы роль России как ключевого поставщика энергоносителей. И не забывая при этом, что сотрудничество предполагает взаимную выгоду.

Автор: Александр Ватутин

Источник: Голос России, 03.03.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики