Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экономист Митрахович: страны ЕС могут заключить с Россией сепаратный договор о газе

Экономист Митрахович: страны ЕС могут заключить с Россией сепаратный договор о газе

Страны Евросоюза могут пойти на сепаратные переговоры с Россией ради покупки газа. Такое мнение в беседе с «ПолитРоссией» высказал экономист Станислав Митрахович.

Государства ЕС согласовали решение по сокращению потребления газа на 15%, которое должно помочь справиться с дефицитом топлива. Согласно плану Еврокомиссии, страны добровольно должны сократить потребление газа в период с 1 августа 2022 года по 31 марта 2023 года. Между тем известно, что сокращение может стать обязательным, если комиссия посчитает ситуацию чрезвычайной.

Как отметил в интервью корреспонденту «ПолитРоссии» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович, очень скоро добровольного сокращения будет недостаточно, чтобы справиться с нехваткой энергоносителей в Европе. В связи с этим Еврокомиссия может потребовать чрезвычайных полномочий, которые дадут ей право указывать, какой стране и в каких объемах необходимо сокращать использование топлива. Такое развитие событий понравится далеко не каждому члену ЕС.

«Многие страны будут против таких экстраординарных полномочий. Это может быть настоящим расколом Евросоюза, тем более когда дело дойдет до зимних месяцев. Придется в ручном режиме определять: кто, кому и сколько газа из хранилищ даст. Особенно, если Россия прекратит поставки», – утверждает эксперт.

Судя по нынешней ситуации, ЕС будет практически невозможно сохранить единство, прогнозирует экономист. Уже сейчас одни европейские страны настаивают на полном отказе от российского газа, а другие требуют от Москвы увеличения поставок топлива. Новым камнем преткновения станет сокращение потребления и распределение энергоносителей.

Митрахович полагает, что некоторые государства могут воспрепятствовать воле Брюсселя, что приведет Европу к повторению кризиса 2008 года. В такой ситуации некоторые страны ЕС будут вынуждены пойти на экономические сделки с Россией, причем на условиях Москвы, что противоречит общей антироссийской кампании Запада.

«Какие-то государства ЕС могут саботировать решение (о сокращении потребления газа – прим. ред.). Если за это одна страна Евросоюза будет наказывать другую, мы увидим кризис, похожий на тот, что произошел в 2008 году между Северной и Южной Европой. Только он будет усугублен. Механизмы управления в ЕС начнут пробуксовывать. У определенных стран могут появиться желания заключить сепаратные договоры с поставщиками газа, в том числе с Россией», – сказал спикер.

Как отметил аналитик, уже сейчас многие члены ЕС высказались резко против обязательного сокращения потребления топлива. В их числе: Испания, Португалия, Греция, Италия, Венгрия и Польша, которая смогла накопить достаточно газа в хранилищах.

«Это яркие примеры, которые известны уже сейчас. В будущем есть риск, что возникнут сложности и с другими странами. Допустим, Германия дошла до такой сложной ситуации в своей зависимости от России. По этой причине Варшава может требовать от Берлина сокращать потребление газа в пользу Польши, и не на 15%, а на 30%, к примеру», – пояснил экономист.

Автор: Александр Дубинин

Источник: ПолитРоссия, 26.07.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики