Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Уходя из-под санкций: «Новатэк» меняет коней на переправе

Уходя из-под санкций: «Новатэк» меняет коней на переправе

Бывшие подрядчики «Новатэк» по «Арктик СПГ-2» фактически парализованы санкциями и уже вряд ли принесут пользу проекту. Очевидно, сменив коней на переправе, российская компания постарается закончить проект хотя бы частично, предложив новым партнерам закупать оборудование вопреки ограничениям.

Российское экспертное сообщество полагает, что если «Новатэк» действительно примет решение сменить основных подрядчиков создания верхних и нижних строений гравитационных платформ для проекта «Артик СПГ-2», то компания вряд ли напрямую уйдет от западных санкций. Однако данный маневр может помочь российским газовикам продолжить проект и даст возможность получить при помощи новых партнеров необходимое оборудование.

Напомним, сегодня в прессе появилась информация, что инжиниринговые компании Technip и Saipem приостановили работы на «Артик СПГ-2» из-за риска санкций. Заказы якобы будут переданы подконтрольной НИПИГАЗу Nova energies, а также неизвестной рынку Green Energy Solutions LLC, зарегистрированной в ОАЭ. На запрос «Эксперта» с просьбой прокомментировать данное сообщение в компании к моменту публикации не ответили.

Отметим, что СПГ-линии проекта строились на верфи Мурманской области на основаниях гравитационного типа. Контракт на проектирование и отливку нижних частей был заключен с компанией Saren B.V. (совместное предприятие итальянской Saipem и турецкой Renaissance Heavy Industries), на конструирование верхней — с французской Technip.

 

Сроки строительства «Арктик СПГ-2» могут еще больше сдвинуться

По оценке эксперта Финансового университета, при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича «Новатэк», действительно, мог принять такое решение, чтобы реализовать проект в условиях санкций.

При этом, как полагает эксперт, новые подрядчики, в частности компания из ОАЭ, могут помочь закупить оборудование, которое невозможно напрямую поставить в Россию.

«Однако тут вопрос, насколько западные страны будут готовы следить за исполнением компаниями ограничений. Еще вопрос, как неисполнение санкций будет трактоваться, не ужесточится ли регулирование. Но какие-то вещи можно будет приспособить. Правда, скорее всего сроки [завершения проекта – прим. “Эксперт”] затянутся. Представители “Новатэк” сказали на Петербургском экономическом форуме, что сдвиги по времени будут небольшие, но я так не думаю. Альтернатива — это переделать “Арктик СПГ-2” с крупнотоннажного сжижения на среднетоннажное. Последняя технология у “Новатэк“ есть. И в принципе, в мире есть примеры больших заводов, когда используется именно среднетоннажная технология, просто количество производственных линий увеличивается», — заявил он в комментарии «Эксперту». 

На локализацию оборудования для СПГ-заводов потребуется время

С коллегой согласен и ведущий аналитик фонда Национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Он напомнил «Эксперту», что переоформление подрядчика не снимет влияния западных санкций, так как основной урон проекту несет именно запрет на поставку оборудования со стороны Евросоюза. При этом собственное оборудования для крупнотоннажных заводов типа «Арктик СПГ-2» в России пока не производят.

 

«В прошлом году запустили испытания криогенного оборудования, но пока что на “Артик СПГ-2” не решена основная проблема: где взять турбины, которые необходимы для создания крупнотоннажного завода. Сейчас на проекте были запланированы турбины Baker Hughes. Однако, похоже, что даже на первую очередь достаточного количества турбин отгрузить не удалось, а значит, что и она не будет запущена в срок», — подчеркнул он.

Игорь Юшков полагает, что проблем с нижними частями линий возникнуть не должно: фактически, залить платформу можно по старым турецким образцам. Основные проблемы кроются в конструировании верхних частей, а именно — самих модулей по сжижению газа. Несмотря на то, что согласно появившейся информации именно Nova energies будет также отвечать за все работы по верхнему строению, сил данной компании будет попросту недостаточно.

«“Новатэк” долго говорил, что локализация на “Арктик СПГ-2” будет выше, чем на “Ямал СПГ”, что будет больше российского оборудования. Тем не менее, на практике мы видим, что эти модули собираются опять в Китае и доставляются в Белокаменку. В Мурманской области они ставятся на железобетонную платформу и все — завод готов. Да, наверное, какое-то оборудование еще смонтируют на месте, но все равно в целом процесс выглядит так: собирают все в КНР из иностранных комплектующих», — резюмировал эксперт. При этом Игорь Юшков обратил внимание, что компания «Силовые машины» сейчас в ускоренном режиме будет проводить испытания двух турбин. Однако пока наши «силовики» не готовы к серийному производству.

 

«Заменяй подрядчиков, не заменяй — не совсем ясно, как это поможет обойти санкции. Если “Новатэк” хочет закупить “серым импортом” оборудование, тогда — да, подрядчика менять надо, потому что предыдущие компании не будут даже пробовать что-то сделать. Рассчитывать на них нечего, и держать их нет никакого смысла. Так что лучше попробовать, чем в пустую платить им “зарплату”. Не факт, что у других компаний получится приобрести необходимое, но тем не менее, попытаться стоит», — заключил он.

Автор: Екатерина Кобиц

Источник: Expert.ru, 28.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики