Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запад готовит России новый пакет экономических санкций: что важно знать

Запад готовит России новый пакет экономических санкций: что важно знать

Отечественную нефть перестанут страховать и унизят ценовым потолком

Запад разрабатывает новый пакет жестких ограничительных мер, направленных на снижение доходов России от экспорта нефти. Речь идет как о введении потолка цен на поставляемое из нашей страны «черное золото», так и о запрете страхования танкеров, осуществляющих транспортировку сырья конечным покупателям. Насколько ощутимым окажутся последствия новых санкций и какого ответа можно ожидать со стороны Москвы, рассказали эксперты «МК».

- Страны G7 планируют к 5 декабря ввести потолок цен на российскую нефть. Судя по предварительной информации, отпускная стоимость нашей нефти, согласно этому потолку, будет превышать затраты на добычу, но окажется ниже рыночной. Насколько в итоге цены на российскую нефть могут отличаться от рыночных котировок?

Владислав АНТОНОВ, финансовый аналитик BitRiver:

«Сейчас, как известно, баррель Brent стоит свыше $100. В конце 2021 года вице-премьер Александр Новак заявил, что в 2022 году комфортной ценой на нефть для России будет $65-80 за баррель с учетом повышенной волатильности на рынке. После начала спецоперации на Донбассе ценовой диапазон существенно не изменился. При этом в бюджете нашей страны на этот год заложен ориентир на котировки в $44,2 за «бочку». Впрочем, учитывая абсурдные решения Запада в отношении разработки и введения антироссийских санкций, от Вашингтона и Брюсселя можно ожидать любых значений».

Николай ПЕРЕСЛАВСКИЙ, эксперт департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute:

«Инициатива по ограничению цен на российскую нефть, которое будет заключаться в запрете покупки сырья импортерами дороже установленного предела, не учитывает ряд ключевых моментов. В первую очередь, не стоит забывать, что нашей стране уже сейчас приходится осуществлять зарубежные продажи сырья с определенным дисконтом к эталонной марке Brent, который постоянно колеблется в границах от $10 до $30 за баррель, что снижает экспортные доходы федерального бюджета. Тем не менее, Запад пребывает в уверенности, что Москва примет навязываемые условия и согласится опустить планку еще ниже — например, до $60 при рыночной цене в $100 за «бочку». Российские власти прямо заявили, что не собираются идти на поводу у откровенно враждебных государств, пригрозив полностью прекратить экспорт «черного золота», если ценовой потолок окажется вблизи себестоимости производства сырья».

- Как сообщают зарубежные издания, США ведут переговоры с Индией и Китаем, чтобы склонить их к участию в инициативе по введению потолка цен на российскую нефть. Согласятся ли Дели и Пекин с американскими условиями?

АНТОНОВ:

«Политики недружественных стран не могут спрогнозировать будущий эффект от своих санкций. Они, наверное, не рассматривают вариант, при котором Москва не будет поставлять нефть себе в убыток. Снижение экспорта из России спровоцирует дефицит сырья на мировом рынке и скачок цен, который в свою очередь нивелирует потенциальные потери нашего бюджета от физического сокращения поставок за рубеж. Вряд ли Дели и Пекин согласятся поддержать инициативу Вашингтона, поскольку Индия получает значительный доход от дальнейшей перепродажи энергоресурсов, а Китаю наше сырье уже сейчас достается на вполне выгодных ценовых условиях».

Сергей СУВЕРОВ, инвестиционный стратег УК «Арикапитал»:
«Согласовать потолок цен на российскую нефть окажется крайне затруднительно не только с Индией или Китаем, которые вряд ли безоговорочно окажут подобную услугу западным государствам, но и даже в рамках Евросоюза. Отношение к закупаемым ресурсам среди стран континента достаточно противоречивое: одни участники ЕС уже сейчас настроены категорически против нашей страны и согласятся с самыми низкими ценовыми порогами; другие, понимая, что не смогут заместить российское сырье в случае прекращения наших поставок, пытаются добиться «золотой середины». Положение осложняет дополнительное обстоятельство: если на уровне дипломатических и правительственных ведомств прийти к единому знаменателю еще можно, то договориться с частными компаниями, ориентирующимися на свободный рынок, практически невозможным. Каждый из трейдеров, закупающих российские энергоносители, рассчитывает на бесперебойную поставку сырья, которое затем реализует внутренним и иностранным покупателям. На таких сделках посредники и зарабатывают. Затем нефть идет на переработку для изготовления готового топлива либо для производства электроэнергии, либо для использования в автотранспортной сфере. Отказ России от экспорта «черного золота» при максимально низком потолке цен ударит в первую очередь по доходам частных компаний, которые, скорее всего, вступят в ожесточенную дискуссию с правительственными структурами. Попытка официального Запада установить единые ценовые ограничения окажется чревата многочисленными протестами со стороны бизнеса, представители которого сразу ощутят последствия для своих кошельков в случае физической нехватки нефти. В Китае и Индии энергетическая отрасль находится, в основном, в руках государства. Тем не менее, для потребителей этих стран, успевших за последние месяцы существенно нарастить импорт «черного золота» из России, сейчас главное не цены, а объемы поставляемых углеводородов, тем более, что стоимость энергоресурсов на азиатских торговых площадках всегда была выше, чем на европейских биржах».

- Если потолок будет введен, какие потери могут ожидать российский бюджет?

Марк ГОЙХМАН, ведущий аналитик TeleTrade:

«Ценовой потолок, укладывающийся в параметры нашего федерального бюджета, не окажется критичным для отечественной экономики. Если вводимые Западом ограничения действительно приведут к убыткам российского добывающего сектора, тогда Москва будет вынуждена пойти на крайние меры и полностью урезать нефтяной канал, по крайней мере, в сторону Запада. Эффект от претворения в жизнь такой угрозы окажется крайне негативным. В 2022 году доходы российского бюджета от экспорта нефти ожидались на уровне свыше $20 млрд в месяц. При введении потолка соответствующая прибыль может сократиться на четверть.

- Американские сенаторы выдвинули проект закона, который предполагает санкции против компаний, занимающихся страхованием и регистрацией танкеров, перевозящих нефть из России. Насколько такую меру можно будет реализовать на практике?

Игорь ЮШКОВ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ:

«На словах такая санкция выглядит страшной: если груз не будет подкрепляться страховым покрытием, то России, которой зачастую приходится пользоваться услугами зарубежных судовладельцев, будет отказано в предоставлении танкерного флота. Тем не менее, выход найдется. Во-первых, российские поставщики не обязаны сообщать транспортным компаниям, по какой цене продают сырье. Во-вторых, даже при отсутствии страхового полиса, российские сорта можно будет смешивать с эталонными марками «черного золота» из стран Персидского залива. Кроме того, сырье можно будет переваливать с одного танкера на другой прямо в открытом море. Посредник, который доставит нефть конечному покупателю, будет обладать страховкой и шансы предъявить ему какие-либо претензии окажется близки к нулю».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 29.07.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики