Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия будет развивать морскую добычу нефти и газа

Россия будет развивать морскую добычу нефти и газа

Россия планирует увеличить активность на континентальном шельфе. Новая Морская доктрина России предусматривает расширение работ по поиску и освоению морских запасов нефти и газа. Также в ней говорится о необходимости развития морских трубопроводных систем, судов для транспортировки углеводородов, платформ и подводных комплексов для их добычи.

Фактически новая Морская доктрина ставит крест на спорах о том, нужно ли России вкладывать значительные средства в морскую геологоразведку и заниматься добычей нефти и газа на шельфе. Доводы противников разработки морских месторождений касались в первую очередь экономики таких проектов - себестоимость добычи очень высока, проекты долго окупаются и велики риски для инвесторов.

В документе сказано, что перспектива истощения запасов минеральных и углеводородных ресурсов на суше предопределяет переориентацию поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на континентальный шельф России, а в дальнейшем на океанические склоны и ложе Мирового океана. Причем указывается, что развитие Арктической зоны, как стратегической ресурсной базы нашей страны, включает освоение континентального шельфа за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны РФ.

Но пока доля морской добычи нефти и газа в нашей стране от общих объемов невелика.

Доля морской нефти - 30 млн тонн из 524 млн тонн (5,7%) общероссийской добычи, газа - 38 млрд кубометров из 762 млрд кубометров (5%). Большая часть шельфовой добычи нефти и почти вся добыча газа приходится на проекты, работающие по соглашениям о разделе продукции в Охотском море - "Сахалин-1" и "Сахалин-2", запущенные в начале 2000-х годов. На них используется иностранное оборудование, которое сейчас для нас недоступно. С 2015 года против России введены санкции, которые запрещают передавать нашим компаниям технологии для морской добычи нефти и газа.

В Каспийском море активно развивает нефтедобычу "Лукойл" (около 25% от общероссийской добычи нефти на шельфе), а в Печорском море в Арктике добычу ведет "Газпром нефть" на платформе "Приразломная" (около 11% от общероссийской добычи нефти на шельфе). Также ведется добыча в Черном, Азовском и Балтийском морях, но объемы производства здесь совсем незначительны (около 1%).

При этом, как отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, на долю России сегодня приходится около 70% от всех ресурсов нефти и газа на планете. Нынешний энергетический кризис наглядно доказал, что нефть и газ еще очень долго останутся востребованными энергоносителями, и поэтому все рассуждения о том, что уже завтра "бочка черного золота" не будет ничего стоить, что котировки опустятся до 10-20 долларов за баррель, - не более чем сказки. Котировки еще длительное время останутся как минимум в коридоре 80-120 долларов за баррель. А если не прекратится санкционная истерия, то и на гораздо более высоком уровне, что делает реализацию шельфовых арктических проектов вполне рентабельной, считает эксперт.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, приток интереса к шельфовым проектам напрямую связан с ценами на нефть и газ. Самый большой потенциал по морской добыче в России у Арктического шельфа. Себестоимость добычи здесь составляет 100-110 долларов за баррель. То есть сегодняшние цены на нефть лишь покрывают производственные затраты. С другой стороны, если бы освоение Западной Сибири в 1960-х годах мы начинали, как это принято делать сейчас, с презентациями и целью получить максимальную прибыль уже через пару лет, то у нас не было бы главной нефтегазоносной провинции в стране, отмечает эксперт.

Что касается технологий, то, как замечает Андрианов, Россия уже далеко не новичок в реализации шельфовых проектов, в том числе в Арктике. Готовых комплексных технологий по освоению арктических морей нет не только у нас, но и в целом в мире. Поэтому сейчас речь идет не о каком-то импортозамещении, а именно о технологическом приоритете России.

По мнению Симонова, чтобы перейти к более активному освоению морских запасов, необходимо государственно-частное партнерство. По примеру того, как начиналась разработка месторождений Мексиканского залива, где принимало активное участие правительство США. Это должен быть общий, национальный проект, включающий не только нефтегазовую сферу, но и промышленность, которая должна будет обеспечить компании необходимым оборудованием. Также необходимо вернуться к теме либерализации доступа к запасам нефти и газа на Арктическом шельфе, отмечает Симонов. Нужно пустить туда частные компании (по закону туда сейчас допущены только государственные компании. - "РГ").

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 01.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики