Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт назвал тактическим ходом ослабление ограничений по экспорту российской нефти

Эксперт назвал тактическим ходом ослабление ограничений по экспорту российской нефти

Западные компаний пытаются установить фиксированную цену на российское топливо

Великобритания и Евросоюз ослабили ограничительные меры в отношении России на торговлю нефтью. «Зима близко», - как говорили герои «Игры престолов» и никто в мире не хочет запасаться на период трескучих морозов дровами. На попятный западные партнеры пошли вынужденно, на фоне опасений резкого роста цен на энергоносители. Которые, как снежный ком, дадут рост инфляции. Теперь Старый Свет согласен страховать наши танкеры с нефтью.

Исторически сложилось так, что Британия всегда была «владычицей морскою» и морской торговли. Большая часть страхователей судов базируется именно в Лондоне – они покрывают примерно 90 % мирового тоннажа судов. Ну, так вот, по последним сведениям СМИ, Великобритания не запрещает страхования танкеров с российской нефтью, если эти суда идут через европейские порты транзитом и выгружаются в третьих странах.Такой же «задний ход» дали и страны Евросоюза.

Еще в начале лета Брюссель издал грозное предписание: полностью запретить предоставление услуг судам с российской нефтью. А теперь получается: пускай себе экспортируют, ходят по морям-океанам. Считается, что ЕС в один момент озаботился глобальной энергетической безопасностью.

Откуда такой разворот на 180 градусов? Об этом мы спросили Игоря Юшкова – ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ.

- С начала специальной военной операции на Украине британские компании объявили российские воды и порты чуть ли ни зоной боевых действия, - говорит он. - Это весьма сильно подняло стоимость страховки. И на этом они очень даже неплохо зарабатывали.

С середины мая наша страна заключила договор с азиатскими потребителями энергоресурсов о других схемах страхования. Это стали осуществлять российские компании под государственные гарантии. Для азиатских стран такой вариант оказался вполне приемлемым.

Западные страхователи поняли, что сами себя наказали, потеряли большую часть рынка услуг. И теперь хотят вернуть все обратно, снимают ограничения. Дескать, мы за то, чтобы в мире не было дефицита энергоносителей, и чтобы цены на них не ползли вверх. Пускай Россия экспортирует нефть в третьи страны, мы ей даже будем в этом способствовать…

- Однако выдвигают какие-то свои непонятные условия. Какие?

- Здесь интересная ситуация. Западные компании занимают большую часть рынка услуг страхования морских судов. Изначально они ставили вопрос ребром: ничего не покупать у России, экономика ее рухнет и она изменит свой внешнеполитический курс.

Ничего, однако, не вышло. Да, в марте и апреле физические объемы экспорта энергоносителей у нас снизились, но за счет того, что цены скакнули вверх, нефтяные доходы не уменьшились

Теперь Брюссель и Лондон меняют свою стратегию. Вернуться к классическому варианту страхования морских судов, то есть, западными компаниями. Но при условии, что находящаяся в них нефть не выше той цены, которую они хотят установить для России.

- Так называемый потолок, который обсуждается уже несколько недель?

- Точно. Но чтобы их инициатива сработала, необходимо, чтобы ее поддержали большинство азиатских стран, которые покупают нашу нефть. Позиция России четкая. Тот, кто захочет покупать нашу нефть по фиксированным ценам, может вообще остаться без энергоносителей. Сейчас они покупают со скидками, дешево. А кто захочет покупать за большие деньги? Вряд ли Индия или Китай примут предложение западных компаний.

Таким образом, санкции Запада в отношении России проваливаются одна за другой. Тем не менее, Вашингтон и Лондон не оставляют планов запрета страхования российских танкеров. Но для этого шага им необходимо установить предельную цену на нашу нефть. Почти как по Ильфу и Петрову: нефть ваша, а цены - наши…

Автор: Владимир Чуприн

Источник: МК, 01.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики