Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяные генералы ОПЕК+ лишили США дешевого бензина: какова роль России

Нефтяные генералы ОПЕК+ лишили США дешевого бензина: какова роль России

Страны альянса не стали открывать сырьевые краны на полную мощность

Участники ОПЕК+ приняли фактически сенсационное решение и повысили сентябрьские добывающие квоты не на 650 тыс., как планировалось раньше, а всего лишь на 100 тыс. баррелей в сутки. Как полагают эксперты, тем самым альянс сигнализировал, что не желает идти на уступки Вашингтону, который требует от экспортеров открыть нефтяные краны на полную мощность, чтобы снизить рекордные цены на бензин в США.

Последняя резолюция ОПЕК+ вовсе не означает, что экспортеры на самом деле увеличат производство на соответствующий объем. Альянс не в состоянии соблюдать растущие квоты, поскольку уже сейчас его добыча приближается к максимальным отметкам. Возникает вопрос: зачем нефтяники постоянно увеличивают добывающие лимиты, если их производственные способности оставляют желать лучшего и явно не способны оперативно подтянуть отдачу скважин?

Ответ лежит в стратегической плоскости рассуждений представителей альянса, и в первую очередь Саудовской Аравии. Несмотря на обещания об увеличении ежедневной добычи королевства в июле-августе совокупно более чем на 510 тыс. баррелей, которые дал наследный принц Мухаммедом бен Салман президенту США Джо Байдену, пока государственный холдинг страны Saudi Aramco заметно отстает даже от разрешенных квот.

Между тем спрос на «черное золото» продолжает расти: по оценке технического комитета ОПЕК+, в 2022 году потребность в сырье увеличится на 3,4 млн баррелей в сутки, а в 2023 году прибавит еще 2,7 млн «бочек». Не исключено, что саудиты стараются припрятать «туза в рукаве», намеренно ограничивая свою нефтяную отрасль и тем самым поддерживая высокие котировки углеводородов, чтобы в нужный момент, когда планета столкнется с угрозой масштабной топливной голодовки, в считаные недели выплеснуть на мировой рынок необходимое количество энергоресурсов. Свободные мощности также понадобятся в случае падения цен «черного золота», поскольку позволят зарабатывать на повышенных объемах продаж.

В то же время аналогичными обстоятельствами вполне по силам воспользоваться и нашей стране. На днях Брюссель отложил введение запрета на страхование танкеров с российской нефтью, которые направляются в государства, не входящие в состав ЕС. Подобный реверанс облегчает отечественным производителям доступ к зарубежным торговым площадкам, особенно к клиентам Индии и Китая, которые в последнее время проявляют трепетный интерес к энергоресурсам из нашей страны.

«Не секрет, что экспорт в азиатском направлении идет со значительными скидками, — рассуждает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Тем не менее при котировках выше $100 за баррель Россия, невзирая на дисконт получит от зарубежных поставок «черного золота» практически двойную прибыль».

Сейчас мировой нефтяной рынок волнует вопрос скорее не цен, а объемов поставки углеводородов. Стоит отметить, что нынешнее заседание альянса стало первой встречей нефтяных министров после смерти Мухаммеда Баркиндо, до последнего времени возглавлявшего ОПЕК. Новый генеральный секретарь картеля Хайтам аль-Гайс представляет Кувейт и, судя по всему, благоволит России, хотя его страна считается одним из партнеров США. Подтверждением тому служит решение о минимальном повышении добычи в сентябре.

«Нефтепроизводители Персидского залива постепенно отдаляются от Вашингтона, испытывающего экономический шок от высоких внутренних цен на моторное топливо, — считает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — При этом страны Аравийского полуострова не становятся ближе к России, просто их национальные интересы совпадают с нашими. Очевидно одно — летнее турне Байдена по Ближнему Востоку, в ходе которого американский президент настаивал на максимальном увеличении производства «черного золота», высокая стоимость которого теперь сохранится, полностью провалилось».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 03.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики