Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Япония попросила оставить долю в «Сахалине-2» своим компаниям

Япония попросила оставить долю в «Сахалине-2» своим компаниям

Токио не видит альтернативы совместному с Россией проекту

Правительство Японии просит национальные компании Mitsui и Mitsubishi сохранить участие в проекте «Сахалин-2». Об этом заявил министр экономики Страны восходящего солнца Коити Хагиуда. Такая новость подтверждает простую и давнюю истину: Токио ни при каких обстоятельствах не намерен расставаться с безальтернативным для него проектом, который обеспечивает страну стабильными поставками относительно недорогого сырья.

По словам Коити Хагиуда, он уже лично обратился с соответствующей просьбой к главе Mitsui, а в ближайшее время поговорит по этому вопросу с руководством Mitsubishi. Фактически чиновник дал официальный ответ на постановление правительства России от 3 августа о создании фирмы «Сахалинская энергия», которая будет являться чисто российским юридическим лицом и станет новым оператором «Сахалина-2» вместо нынешней Sakhalin Energy, в которой Mitsui и Mitsubishi обладают 12,5% и 10% акций (на «Газпром» приходится контрольный пакет). В течение месяца зарубежные акционеры должны были согласиться принять доли в новом ООО пропорционально долям в прежней компании. Другой зарубежный участник проекта — британская Shell (27,5%) — еще в конце февраля объявил о выходе из «Сахалина-2».

В рамках проекта «Сахалин-2» осваиваются два нефтегазовых месторождения на северо-востоке сахалинского шельфа — Пильтун-Астохское (нефтяное) и Лунское (газовое). Инфраструктура включает три морских буровых платформы, береговой технологический комплекс, терминал отгрузки нефти и завод по сжижению природного газа проектной мощностью 9,6 млн тонн в год. В Токио неоднократно заявляли о значимости проекта, который дает стране почти 10% всего притока сжиженного «голубого топлива». Долгосрочные контракты на поставку СПГ с «Сахалина-2» заключены с рядом японских энергетических компаний вплоть до 2033 года. Так, с Hiroshima Gas контракт действует с 2008-го по 2028 год, с Tokyo Gas – с 2009-го по 2031 год, с Toho Gas – с 2009-го по 2033 год.

«У японцев есть одна особенность: они долго присматриваются к проекту, изучают перспективы. Но если уже вошли в него, уйти им крайне тяжело. Хотя Запад на этом настаивает, — говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Альтернативы «Сахалину-2» у Токио нет, поскольку транзит СПГ с российского острова на японскую территорию занимает не более суток. Контракты подписывались в момент запуска проекта и имеют льготный характер, цены для Японии одни из самых низких на фоне общего импорта СПГ в страну». Если Токио расстанется с «Сахалином-2», ему придется покупать СПГ у других поставщиков на спотовом рынке по краткосрочным контрактам. Там, по словам Юшкова, цены значительно выше, равно как риски, связанные со стабильностью и оперативностью поставок.

«Для японских компаний инвестиции в проект давно окупились, терять настолько высокодоходный актив они не готовы, — отмечает замдиректор Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — В случае расторжения контрактов пострадает энергобезопасность страны, так как заменить российский газ спотовыми поставками физически невозможно».

На взгляд руководителя Центра развития энергетики Кирилла Мельникова, государства Азии, даже из числа «недружественных», в целом более рационально подходят к антироссийским санкциям, нежели коллективный Запад. Для них главное — минимизировать собственные потери. Для Японии очевидно: разрыв с «Сахалином-2» усилит позиции Китая, который не упустит шанса стать акционером и покупателем сахалинского газа. У Токио перед глазами судьба Южно-Киринского месторождения: газ с него изначально предназначался для расширения «Сахалина-2», но после попадания под санкции США в 2015 году «Газпром» решил направить сырье по газопроводу в Китай. В свою очередь, финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов напоминает, что из-за энергокризиса в Европе летние цены на СПГ в Азии выросли за последние годы почти в десять раз. И если компании Mitsui и Mitsubishi откажутся от участия в проекте, то сахалинский газ будет перенаправлен на азиатский континент, главным образом в Поднебесную.

«Япония известна своей прагматичностью, ее экономические интересы традиционно берут верх над политическими резонами, — говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Проект «Сахалин-2» обеспечивает поставки СПГ в Страну восходящего солнца по ценам вдвое ниже, чем на спотовом рынке в Азии. Плюс это доходы от самих инвестиций, рабочие места, заказы для японских производителей оборудования. С чисто экономической точки зрения абсолютно не важно, кто оператор проекта, даже если это российская компания. Для Mitsui и Mitsubishi нет никакого смысла расставаться с «Сахалином-2». Тем более, само правительство прямо просит их этого не делать».

Между тем в Германии, которая располагается на другом полюсе геополитического противостояния Москвы с «недружественными странами» и многие компании которой также отказались вести бизнес с российскими партнерами, сообщают о неуклонно растущем объеме торговли с нашим государством. Несмотря на введенное Евросоюзом эмбарго на уголь, золото, сталь и водку, двусторонний товарооборот набирает силу — за счет высоких цен на газ. Как пишет Die Welt, в июне Берлин заплатил за российское «голубое топливо» €3,5 млрд, что на 5% больше майского показателя, а если сравнивать с июнем 2021 года, то прибыль от продажи этого вида сырья увеличилась на 39%.

Автор: Игорь Боков

Источник: МК, 05.08.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики