Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сахалин-2» держит японцев на коротком энергетическом поводке

«Сахалин-2» держит японцев на коротком энергетическом поводке

Японское правительство призывает свои компании не покидать проект «Сахалин-2». Японскому бизнесу лучше последовать рекомендации властей, ведь отказ может усугубить и так имеющий место в Стране восходящего солнца энергетический кризис.

Власти Японии будут просить компании Mitsui и Mitsubishi рассмотреть возможность сохранения своих долей в проекте «Сахалин-2», который является крайне важным для энергобезопасности государства. Министр экономики, торговли и промышленности Японии Коити Хагиуда на пресс-конференции напомнил, на данный момент Россия не предоставила точного графика процесса создания нового оператора проекта.

Зарубежные акционеры — Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%), а также Shell (27,5%) — должны будут либо согласиться войти в зарегистрированное в РФ общество с ограниченной ответственностью, либо попросту покинуть «Сахалин-2» на неизвестных пока условиях. 

Япония не хочет быть замененной на Китай

Российское экспертное сообщество считает, что с высокой долей вероятности японские компании останутся в проекте. Тем более, что к такому решению и х активно подталкивает их собственное правительство. Данный факт станет для японского бизнеса достаточным оправданием перед Западом и антироссийски настроенными согражданами в контексте продолжения взаимодействия с «агрессором», предположил эксперт Финансового университета, при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

«Фундаментальные причины ясны. Япония получает через “Сахалин-2” более 8% всего газового экспорта. И заменить эту долю для такого индустриально развитого государства без проблем не получится. В то же время все понимают, что Россия, в случае если Япония от сырья откажется, сможет его легко пристроить в других странах, той же Юго-Восточной Азии», — заявил он «Эксперту».

Кроме того, «Сахалин-2» сам по себе является крайне выгодным проектом для Японии. Завод находится в субарктической зоне, что дает возможность потреблять меньше энергии для сжижения сырья. Это позволяет участникам хорошо зарабатывать, а в случае с Японией — быстро и эффективно поставлять газ на свои же рынки. В порты самых крупных потребителей топлива «Сахалина-2» — Японии и Южной Корее — танкер с СПГ может дойти практически в течение одних суток. 

Однако, если японские компании все же примут решение покинуть проект, то их место могут легко занять китайцы.

Россия готова продолжить сотрудничество с японцами

Согласен мнением коллеги, ведущий аналитик фонда Национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Он отметил в комментарии «Эксперту», что в условиях глобального энергетического кризиса остаться без какой-то доли поставок СПГ японское правительство не хочет.

«Документы подписывались на момент старта проекта. Насколько мы понимаем, это, наверное, самый дешевый для Японии СПГ во всем пакете ее импорта. И я замечу, что в указе нашего Президента о перерегистрации компании оператора, новое ООО получает всю собственность и всю ответственность, которая была у “Сахалин Энерджи“. То есть документы на поставку газа сохраняются, их никто не отменяет. Но это только пока. И Япония, видимо, боится, что если ее компании из проекта уйдут, то Россия посчитает это враждебным актом и в дальнейшем может пересмотреть контракты на поставку газа», — указал эксперт.

В случае, если Япония лишится более 8% импорта СПГ, стране придется обратиться к поиску альтернативы на спотовом рынке, где цены значительно выше тех, что были обозначены в долгосрочных контрактах с РФ. И, скорее всего, полагает Игорь Юшков, японское правительство не захочет создавать подобных рисков. Пространство для маневров у японских «партнеров» РФ тут невелико. Можно сказать, что «Сахалин-2» держит их на коротком энергетическом поводке.

«Если же японцы примут решение остаться, то никакой сложной процедуры их не ожидает. С формальной точки зрения иностранные компании просто должны написать заявление, и им выдадут такую же долю, которая была у них до этого. Но, конечно, определенное давление на Японию уже оказывается и будет оказываться. В первую очередь, с точки зрения того, что, оставаясь в проекте, они помогают России в ее конфликте с Украиной. Впрочем, по факту этот аргумент является очень слабым. Японцы сами говорили, что, если они выйдут из проекта, России бесплатно достанутся доли в “Сахалине-2”. И она продаст их китайским или индийским компаниям. В итоге все равно заработает. Так, что Япония демаршем никакого удара по России не нанесет. Сейчас заметно, что эмоции улеглись. Практически сразу после переговоров с США японское правительство заявило, что “Сахалин-2” важен для них. И ответной реакции Запада не последовало. Вероятно, Япония уже согласовала с США, что японские компании останутся в проекте», — добавил он.

Для самой России, предположил Игорь Юшков, может быть выгодно, чтобы японские компании оставались акционерами «Сахалина-2». Помимо того, что Mitsui и Mitsubishi остаются якорными инвесторами проекта, с которых фактически он и начинался, сохранение данного сотрудничества позволит РФ заявить о безуспешности ее экономической изоляции.

«В какой-то степени нам может было бы и выгодно, чтобы они ушли, но нас в таком случае потом постоянно критиковали бы за то, что мы “выжили” иностранных инвесторов. А сохранение японцев показывает: остаться — это выбор самой компании. А значит, Россия никого ни к чему не принуждала, не выгоняла и продолжает контакты с теми, кто готов работать», — заключил эксперт.

Автор: Екатерина Кобиц

Источник: Expert.ru, 06.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики