Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Разжижение «Газпрома»

Разжижение «Газпрома»

С помощью новых технологий Россия может победить в острейшей конкурентной борьбе за транзит азиатского газа в Европу. Вчера премьер Владимир Путин посоветовал главе Минэнерго Сергею Шматко подумать о строительстве нового завода по сжижению природного газа (СПГ) на берегу Черного моря. Новый завод СПГ может стать технологическим прорывом России, который сделает ее экспорт более надежным и независимым от капризов стран-транзитеров. Кроме того, проект черноморского завода СПГ изменит расстановку сил вокруг конкурирующих газопроводов Nabucco, «Южный поток» и даже Транскаспийского трубопровода, о котором договариваются сегодня Туркмения и Азербайджан. Черноморский СПГ может оказать давление и на Украину, которая ищет ресурсы для модернизации своей газотранспортной системы.

«Вы, пожалуйста, рассмотрите как возможную часть реализации проекта «Южный поток» строительство предприятия по сжижению газа на территории РФ в южном регионе на берегу Черного моря и возможность использования будущего завода по сжижению газа на Ямале в рамках проекта, который был недавно сформулирован компаниями НОВАТЭК и Total, – заявил, обращаясь к Шматко, премьер Путин. – Можно с подключением возможностей «Газпрома» все это делать. Надо просчитать стоимость транспорта из этого региона на европейский рынок и на другие мировые рынки. Мы понимаем, что строительство заводов по сжижению раскрывает нам больше возможностей по диверсификации рынков сбыта. Но параллельно нам нужно поговорить с нашими коллегами в Европе и о том, чтобы совместно с ними поработать над проектами строительства сооружений по приему сжиженного газа и по строительству сооружений по его разжижению и направлению в газотранспортную систему европейских партнеров».

Между тем у анонсированного Путиным проекта уже есть конкуренты. Как известно, в рамках проекта AGRI–Azerbaijan– Georgia–Romania Interconnector предполагается транспортировка азербайджанского газа на Черноморское побережье, сжижение его на специальном терминале и транспортировка морем в Румынию, где он будет регазифицироваться. В рамках этого проекта будут созданы газовые терминалы в портах Констанца (Румыния) и Кулеви (Грузия).

К тому же Туркмения и Азербайджан 2 марта объявили о готовности приступить к совместной реализации проекта Транскаспийского трубопровода. Первым шагом станет оценка экологических рисков прокладки газовой ветки по дну Каспия. Ранее президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов твердо пообещал находившемуся с визитом в Ашхабаде главе Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу развивать европейское направление в энергетической политике своей страны. По его словам, для этого у Туркмении имеются все необходимые условия. И прежде всего наличие больших запасов природного газа, которые, по уточненным данным, оцениваются в 21 трлн. куб. м. В числе вариантов доставки природного газа на европейские рынки туркменский лидер назвал «строительство трубопровода по дну Каспийского моря и транспортировку природного газа по Каспию на специализированных морских судах-танкерах». Он заверил, что контракт на поставку газа может быть подписан «хоть сегодня»: «Дело лишь за компаниями, которые бы осуществляли его доставку от границ Туркмении до потребителей».

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник предполагает, что «игра с СПГ» со стороны России служит элементом давления на Украину, подталкивая ее к более активным действиям. Учитывая, что с «Южным потоком» все в порядке, Россия требует однозначного ответа – либо официальный Киев соглашается передать контроль над газотранспортной системой (ГТС) российскому «Газпрому», либо Россия будет активнее действовать на реализации «Южного потока», который лишит Украину транзитных дивидендов. «Торги и консультации могут идти до конца этого года, тогда же будут сформулированы и основные решения», – считает Пасечник. При этом как конкурент проект AGRI вряд ли состоится. «Думаю, что в Грузии завод по СПГ построен не будет», – считает аналитик.

В свою очередь, руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров отмечает, что Транскаспийский газопровод, если он действительно будет построен, станет основным источником снабжения Nabucco, поскольку азербайджанские ресурсы, видимо, оказались сильно переоценены, а доступ к иранским запасам Европа фактически отсекла себе сама. «Вместе с тем исходная версия маршрута предполагает подключение транскаспийской трубы именно к Nabucco и дальнейшую прокачку по территории Турции, – рассуждает он.

– В принципе турецкое руководство несколько охладело к проекту, возможно, благодаря усилиям российской стороны, однако нельзя исключать, что при определенном давлении со стороны ЕС, и прежде всего Еврокомиссии или США, интерес к проекту вновь резко возрастет. Так что риски для «Южного потока» формально остаются».

В то же время, по словам Александрова, вариант транспортировки сжиженного туркменского газа по Черному морю сильно удорожает конечное сырье. «Таким образом, пока для проекта черноморского СПГ остается только азербайджанский газ, а свободных экспортных объемов у страны практически нет, – считает он. – Строить же терминал на 1–2–3 млн. тонн СПГ в год, в общем-то, не имеет большого смысла, и это в любом случае не является угрозой планам «Газпрома» или «Южному потоку».

В свою очередь, аналитик агентства «Инвесткафе» Анастасия Соснова поясняет, что, пока не решен главный вопрос юридического разделения акватории и дна Каспия, Транскаспийский газопровод смог бы стать реальной угрозой «Южному потоку» лишь после четкого закрепления границ пятью государствами: Ираном, Азербайджаном, Туркменистаном, Россией, Казахстаном. «Что касается «гонки СПГ», то это, кажется, вполне реализуемо, – отмечает она. – В таком случае шансы на успех будут напрямую зависеть от ценовых условий, предложенных сторонами. Впрочем, у российского проекта присутствует маленький недостаток – о нем заговорили слишком поздно, и договоренностей с какими-либо сторонами пока нет – даже устных. Тогда как проект AGRI как минимум на бумаге уже есть».

Автор: Сергей куликов

Источник: Независимая газета, 10.03.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики